Поиск
КУПЛЮ АВТОМОБИЛЬ В ЛЮБОМ СОСТОЯНИИ. ТЕЛ: 8-914-350-33-50
ТРЕБУЮТСЯ ПРОРАБ, МАСТЕР. ТЕЛ: 40-09-75, 89144639660.
СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ТРЕБУЕТСЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИК,ЭЛЕКТРИК. ТЕЛ: 8-914-463-96-60, 35-04-66
АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ В/Ч НАБИРАЕТ КОНТРАКТНИКОВ. ЕДИНОВРЕМЕННАЯ ВЫПЛАТА  445 000, ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ОТ 211 000, ЛЬГОТЫ, ВОЕННАЯ ИПОТЕКА.ТЕЛ.: +79145100050.
В МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЗАБ. КРАЯ ТРЕБУЕТСЯ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СТАЖ ОТ 1 ГОДА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ЗП ОТ 60 ДО 80ТЫС. РУБ., ЗАМЕЩЕНИЕ БЕЗ КОНКУРСА. ТЕЛ.: 8 (3022) 21-41-03
В КОМПАНИЮ ПЕКО ТРЕБУЕТСЯ: ПОМОЩНИК КЛАДОВЩИКА, ГРУЗЧИК, ЭКСПЕДИТОР, ВОДИТЕЛЬ-ЭКСПЕДИТОР, ЗАВХОЗ, ТЕЛ.:8-914-470-68-54

Еврейская община Читы 20 лет борется за синагогу

26 июля 2023

Чита – город богатый на архитектурные шедевры, но сами они богаты уже совсем другим – проблемами. И если на многие объекты культурного наследия городским властям, как будто все равно, к синагоге отношение другое – поддерживать ее внешний вид они не хотят, но и отдавать его, тем, кто хочет, не планируют. Как каменная синагога превратилась в камень преткновения – узнавала Евгения Петина.

История читинской синагоги начинается в еще 1880 году. Тогда на улице Ингодинской и Камчатской (а ныне Столярова) стояло деревянное здание. Евреи-старожилы долго сопротивлялись постройке уже каменного здания, так как не хотели терять купленные именно в деревянной синагоге места, но все же, спустя пару десятилетий решились на перемены.

Олег Исаев, экскурсовод: «Деньги собирались исключительно общиной. 90 тысяч рублей собрали, и вот эта синагога, обратите внимание, как она выглядит, и каков объем этого здания - она была построена за 4 месяца. То есть, летом 1907 года начинается строительство, и уже осенью оно вступает, так скажем, в эксплуатацию». 

Над будущим центром религиозной общины трудились сразу два известных архитектора. Проект разработал Гавриил Никитин, но после обрушений нескольких конструкций, здание перешло в руки другого мастера – Федора Пономарева, который и довел дело до конца. Вскоре множество еврейских семей уехали из Забайкалья в Харбин, но синагога продолжала выполнять свои функции до 1930 года. А дальше, под слухи о ненужности здания верующим, она начала «ходить» по арендаторам. На внешнем виде это тоже сказалось.  

Олег Исаев, экскурсовод: «В этом здании был сделан искусственно третий, дополнительный, этаж, то есть второй этаж был разрезан надвое. И вот если вы посмотрите на фасад здания, то карниз на уровне второго этажа прорезан окнами. То есть этих окон не было. Там был большой молельный зал. И венчало это здание великолепный, очень воздушный, красивый купол». 

Но вскоре и он превратился в пепел. Во время реконструкции в 30-е годы из-за неосторожности строителей, купол сгорел, и его заменили обычной крышей. И если на фасаде все еще сохранились звезды Давида, то этот символ надежды блекнет из-за внешней безнадежности. От внутреннего убранства сохранилась лишь дверца на печке.

Олег Исаев, экскурсовод: «Ну и что мы получили? То есть, если в начале 20 века, это было второе по объему и одно из красивейших зданий Читы, то сейчас мы видим развалины, которые умирают медленно. То есть оно, по сути, рассыпается, и что будет с ним дальше, сказать очень сложно».

Твое-мое-наше – так можно ответить на вопрос, кому же принадлежит здание. Сейчас у него несколько владельцев, а в здании располагается УФСИН, сотрудники которого тоже беспокоятся за место, где они работают. Решение проблемы с внешним видом здания экскурсовод видит в возвращении ее первоначальным владельцам – еврейской общине. Как оказалось, её представители сами уже 20 лет борются за это.

Григорий Ерёмин, глава еврейской общины Читы: «Представим, что вам отдали здание. Что в первую очередь будете делать? (вопрос корреспондента) – Ремонт, конечно. Всё переделаем. Уже, конечно, внутреннее то, что там сделали... тут же было два было всего два этажа, а сделали четыре. Это, конечно, сложно будет сделать, нереально. Но фасад сделаем обязательно. – Будете обращаться к изначальным эскизам? (вопрос корреспондентам) – Конечно, конечно. Только так! А как еще? Сделаем так, как оно было раньше». 

Глава общины рассказал, что городские власти пока игнорируют просьбы сделать зданию хотя бы водостоки. Дело в том, что вода после дождей впитывается в стены, которые и так уже рушатся под весом человеческого безразличия. Ещё чуть-чуть и от синагоги останутся только богатые проблемы, а не богатая история.

Евгения Петина, Анатолий Тюльнев, Антон Носов