Меньше месяца остаётся до начала отопительного сезона в Забайкалье. Серьёзная изношенность тепловых сетей, большая удалённость некоторых населённых пунктов от краевого центра традиционно вызывает вопросы при подготовке к осенне-зимнему периоду. На какой стадии готовности к отопительному сезону находится Забайкальский край, рассказал исполняющий обязанности министра ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи региона Александр Суханюк.
Корреспондент: «Вы всего неделю в должности, исполняющего обязанности руководителя министерства ЖКХ. Как на данном этапе, вы оцениваете уровень готовности Забайкальского края к началу отопительного сезона и в какие сроки он начнётся?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Да, действительно пришлось в кратчайшие сроки, буквально по локоть, погружаться в вопрос подготовки к отопительному периоду. Наследство, прямо скажем, досталось не простое. Есть хвосты, которые приходится подтягивать, чтобы в нормальном режиме войти в отопительный период. В целом, думаю, не буду грузить какими-то сухими цифрами, потому что для простого человека, наверно, не столь интересно конкретные индексы и показатели готовности по каждому объекту. В целом скажу, что где-то 95-98% наших объектов отопительный период начнут, в общем-то, без проблем, сейчас активно готовятся. Есть определённый пул объектов, которые вызывают определенные опасения. По ним будем отрабатывать всё это под особым контролем в ручном режиме, чтобы все наши населённые пункты, все 100% наших объектов 15 сентября по плану могли войти в отопительный период. Обеспокоенности определённые, естественно, есть. В первую очередь, в принципе, вызывают много вопросов в качестве информационного взаимодействия между сторонами процесса, то есть столкнулись с тем, что зачастую расходится информация, поступающая от ресурсноснабжающих организаций, поступающая из органов статистики, поступающая от органов местного самоуправления. Скажем так, министерство в этом, во всей этой истории, должно выступать арбитром. К сожалению, этот момент был упущен и на должном уровне аналитика не проводилась. Сейчас этот пробел в работе восполняем, исправляем и, я думаю, что на более высокий, качественный уровень всё это поднимем».
Корреспондент: «Где у нас есть слабые места? Я имею в виду районы какие-то, непосредственно территориальные места. Есть ли риск срыва начала отопительного сезона в каких-то конкретных районах?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Да. Прямо риска срыва отопительного сезона я не вижу. Потому что всё равно исполнение мероприятий идёт. Точечные проблемы решаем в оперативном порядке. Накопление запасов топлива – да, оно не 100% контрактация. То есть не до конца отопительного сезона. Но для его начала оно есть. В 14 муниципалитетах оно есть. В принципе, топливо законтрактовано уже до 1 января следующего года. То есть на эти 4 месяца всё это есть. По 11 муниципалитетам сейчас пристальное внимание уделили. Отрабатываем, как я сказал, в ручном режиме, потому что нет объективной информации о количестве и запасах топлива непосредственно на каждом объекте. Приходит информация, скажем так, «средняя температура по больнице», и мы понимаем, что есть такие муниципалитеты, что где-то есть маленькие котельные, есть одна большая. Скажем, на одной большой запас топлива полностью обеспечен. На маленьком - ноль. У кого-то мясо, у кого-то капуста. В целом получился вот такой голубец, что вроде как хорошо. Поэтому отрабатываем в точечном по каждому объекту теплоснабжения».
Корреспондент: «Какие населенные пункты готовы полностью? То есть вообще у вас никаких нареканий нет здесь?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Пока прогнозов, наверное, давать никаких не буду, потому что планирую сам проехать посмотреть по, в принципе, объектам. Чтобы лучше понять, в принципе, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, внутреннее… скажем так, тет-а-тет со всеми переговорить, познакомиться, встретиться лицом к лицу. Ну вот на днях был, посещал, смотрел подготовку читинской ТЭЦ-1. Посетил несколько участков с заменами трубопроводов. Скажем так, пока могу сказать только про город Читу, про то, что у нас большая энергетика. готовится без отставания от графиков, то есть в этой части мы в отопительный период зайдём нормально. То есть это те крупные теплоснабжающие организации, ТГК-14, Харанорская ГРЭС и РИР в Краснокаменске. Ну, как правило, коллеги всегда получают паспорт по готовности. На текущую дату у них индекс готовности по оценке минэнерго 0,99. То есть по ним… они сейчас готовы с условиями до 1 ноября, до контрольной даты ожидаем, что все будут готовы».
Корреспондент: «Мы уже немножко коснулись темы топлива, достаточно ли топлива? И всё-таки, где вот самые сложные моменты, прямо по районам, а где ситуация благоприятная?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Да, ну опять же скажу, что вот есть проблема с информационным обменом. Буквально сегодня утром проводили очередное заседание по ВКС, штаб по подготовке к ОЗП (осеннее-зимний сезон – прим. редактора) под председательством Костенко Александра Ивановича. Получается так, что мы имеем одну информацию, с районов запрашиваем. Когда начинаем это рассматривать на штабе – появляется какая-то дополнительная. Пока по предварительной такой информации выделили для себя приоритетных несколько муниципальных образований. То есть в Петровск-Забайкальском, Шилкинский район. Борзинский район и Дульдургинский. По Дульдургинскому району там, если поднимать именно фактуру, именно на контракты, на поставку топлива, там порядка 8% всего законтрактовано по нашей информации. Возможно, когда поедем к коллегам посмотреть на месте всю эту подготовку – выяснится, что дела обстоят получше».
Корреспондент: «Как Вы считаете, каковы могут быть причины вот такой плохой подготовки, что контракты не были вовремя заключены?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Да тут причин множество. Начиная от многолетней вот этой несбалансированности бюджета Забайкальского края, который не позволяет выделять необходимые объёмы финансирования ни на подготовку к ОЗП (осеннее-зимний сезон – прим. редактора), ни на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций. Сказывается также постоянная эта кадровая «чехарда» на уровне муниципалитетов, на уровне даже министерства, которое влияет на информационный обмен, влияет на контрактацию, так как одни специалисты, скажем, завершив проект, уходят. Приходится в это все дело начинать вникать с самого начала. И процесс затягивается. Опять же будем с этим что-то делать, как-то решать, открывать курсы повышения квалификации, организовывать, как я сказал, выездные штабы, чтобы люди могли не просто обмениваться какими-то безликими бумажками, перепиской. И вопросы, которые затягивают решение вопросов на месяцы. Чтобы знали в лицо кто за что отвечает, чтобы могли прямо взаимодействовать, контактировать и оперативно необходимые решения принимать».
Корреспондент: «Как реализуется программа «Чистый воздух» в рамках компетенций министерства?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «В рамках компетенции министерства в этом году непосредственно подключились к её реализации. То есть ещё в прошлом году в части мероприятий по автономной газификации города Читы делалось достаточно большое количество расчётов. Пока остановились на цифре, на федеральном уровне зафиксировали, 13193 домовладения частных. Это показатель, который нам на уровне Правительства РФ спущен и который мы должны достигнуть по переводу с угольного отопления на газовое. В стадии подготовки концессионное соглашение. Сейчас уже на город Читу частная концессионная инициатива поступила. Занимаемся непосредственно её рассмотрением. Параллельно формируем как финансово-экономическую модель, в принципе, всего этого проекта. Также готовим необходимую нормативную документацию по субсидированию граждан, чтобы им было выгодно использовать газ. То есть будем однозначно стараться обеспечить уровень цены, конкурентный с уровнем цены на угль, то есть, чтобы единица, скажем, тепловой энергии при выработке была сопоставима».
Корреспондент: «То есть сопоставима, но не меньше?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Пока сопоставима, будем смотреть. Так как это нагрузка на региональный бюджет ложится, который у нас и так не в самом лучшем состоянии. Это 24-ый год. Непосредственно реализация мероприятий по подключению потребителей. Соответственно, пока на такой долгосрочный период прогнозы делать сложно. Но как минимум это будет сопоставимо, скажем так».
Корреспондент: «Но здесь же не стоит забывать, что на людей тоже упадёт какая-то финансовая нагрузка при подключении. То есть, чтобы они как-то отбили все эти расходы».
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Да, есть у нас нагрузка на потребителей связанная именно с проведением участка газопровода от разводки по улице квартальной до непосредственно дома, плюс приобретение котла и собственно контура отопления, батарей в теплоноситель. В этой части тоже изначально для себя определились, что нужно людям оказывать финансовую помощь, чтобы простимулировать, не вызывать каких-нибудь негативных реакций. И поэтому мы приняли для себя решение, что льготной категории граждан, к которым относятся, например, многодетные семьи, инвалиды, ветераны труда – им постараемся компенсировать всё это в полном объёме. Для остальных граждан рассматриваем сейчас пока на уровне 50% субсидирования всех этих мероприятий».
Корреспондент: «Если говорить о суммах 50%, то это вот на рынке сегодня это сколько?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «На рынке сегодня это порядка 100 тысяч».
Корреспондент: «Читаэнергосбыт ограничил энергоснабжение 54-х из 85-ти котельных из-за долгов. Почему такая ситуация в принципе возникла и каким образом она будет разрешена?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «На самом деле, на текущую дату 59 котельных ограничено. Те 54 – это было по состоянию на июль-месяц. Большинство из них ещё 30 мая попали под ограничения. И буквально добавились несколько две недели назад. Есть сложности со взаиморасчётами между ресурсоснабжающими организациями. Действительно, большая задолженность по объектам теплоснабжения перед энергетиками. Но это было сделано, введено это ограничение в первую очередь для того, чтобы этот долг не копился. Мы понимаем, что в летний период им полная мощность, присоединенная, не нужна по этим объектам. Соответственно, каким-либо критическим образом на функционирование этих объектов это не повлияет. И чтоб эту задолженность не накапливать, Читаэнергосбыт вводит ограничения режима потребления. Эта практика ежегодная, поэтому этот год не стал уникальным, не стал исключением. Если мы поднимем данные 2021, 2020, 2019 (годов – прим. редактора) и дальше будем отматывать, то мы увидим, что собственно ровно такая же история и была. Но опять же тут стоит сказать в защиту наших теплоснабжающих организаций, что они не по своей собственно вине не платят и какие-то налоговые платежи, не платят за потребление электрической энергии. Так как у нас по одной категории, только по населению дебиторская задолженность числится на целых 1,8 миллиарда рублей».
Корреспондент: «Это за год?»
Александр Суханюк, и.о. министра ЖКХ Забайкальского края: «Нет это в целом на текущую дату накопленная потребителем задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, что соответственно ставит в принципе под вопрос текущую деятельность и финансовую устойчивость организаций. Соответственно не позволяет своевременно закупать топливо, проводить ремонты. Приходится выделять дотации из регионального бюджета, чтобы эта система в принципе совсем не развалилась».