Спецрепортаж об исцелении пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью
Мама двоих дочек из района Забайкалья и молодой читинский парень стали героями нашего сюжета прямо из краевого наркодиспансера. Это истории двух разных людей, которых объединяет стремление побороть алкогольную и наркотическую зависимости под чутким наблюдением и при помощи врачей.
Никто не стесняется говорить, что в этой комнате на очередном собрании в кругу врачей сидят алкоголики и наркоманы. Потому что первый этап — это принятие своей проблемы. Однако теперь все они не те обречённые и безразличные пациенты, какими поступили в отделение реабилитации. Каждый день, неделя, месяц становятся для них шагом к исцелению и новой жизни. Их немного — всего 25. В основном это женщины в возрасте 30-35 лет. Есть и мужчины, есть даже и один подросток. Шестеро лечатся здесь от наркозависимости, остальные — от алкогольной.
Анна Игнатьева, заведующая отделением медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера, врач психиатр-нарколог: «Большая часть, это, конечно, лица, которые были направлены по КДН — комиссией по делам несовершеннолетних. Детей изымают, помещают в госучреждения. И им рекомендуют пройти лечение для того, чтобы детей забрать, чтобы не было ограничений и лишения в родительских правах».
На период от трех месяцев до полугода эти люди стали участниками био-психо-социо-духовной программы. Это значит, что им помогают вылечить и тело, и душу. Можно бесконечно накручивать и винить себя в совершенных ошибках, а можно работать над собой по-человечески: ходить в тренажерный зал, шить, играть в театре, медитировать, проходить физиотерапию, которая, к слову, включает и сауну, и спа, и фито-бочку. Но главное — приводить в порядок сознание и возвращаться в общество.
Анна Игнатьева, заведующая отделением медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера, врач психиатр-нарколог: «Работает у нас мультипрофессиональная бригада, полипрофессиональная — мы её ещё называем. Куда входит врач психиатр-нарколог, врач психотерапевт, медицинские психологи и специалист по социальной работе. Это не только восстановление документов, но и восстановление социальных связей, это полная их адаптация и ресоциализация. Мы обучению способствуем, трудоустройству».
Никита находится в реабилитации четыре месяца, проходит лечение и от алкогольной, и от наркотической зависимостей. Таким его сделал «чёрный социум», говорит парень. Бессмысленные идеалы, за которые он был готов умереть, системно губили его жизнь, пока не пришло осознание, что пора выбираться из бездны.
Никита, пациент отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера: «Обратился сам, потому что я «поймал дно» в своей жизни и не мог справиться с употреблением наркотиков. Я пришел к тому, что всё за что я берусь, ломается у меня в руках. Личная жизнь не складывается, полностью жизнь вообще ни в каких сферах не начинается. Все мои мечты — стать модельером, они не получаются, потому что я употребляю и трачу всё время на это.
Никита признаётся, когда переставал употреблять, становился агрессивным ко всем вокруг, включая родителей. А вообще-то он с детства играет на музыкальных инструментах, пишет стихи и сочиняет песни.
Никита, пациент отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера:
«Ведь мы когда-то были вместе и искренней любовь была.
В твоих глазах — моя надежда, и в миг она же умерла.
Наполнив сердце моё болью, другого нежность приняла.
Живи теперь и будь довольна. Счастье тебе дала судьба.
Ночами крепко обнимает, к груди своею прижимав.
Меня кичман сырой сгрызает, а холод, голод закалит.
Тебя я часто вспоминаю, когда в момент отчаяния сыт душевной болью и печалью.
Ярости пыл неугасим.Никита, пациент отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера: «Я давно его написал ещё — девушку любил».
Начав жизнь с чистого листа, он твердо для себя решил — обязательной её частью будет творчество. После реабилитации Никита точно не пропадёт, потому что уже имеет три специальности: автослесарь, электромонтёр и портной. В последнем в своё время он даже преуспел и выиграл краевой конкурс.
Никита, пациент отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера: «Я выучился на портного, хочу поднять квалификацию до модельера одежды, быть инженером в этом деле и открыть свою линию одежды. А у меня не получалось, потому что я употреблял. У меня вот «загоралось», но я «тух» быстро. Я шил на ребенка курточку с самыми сложными узлами, сложными деталями. Например, капюшон там был отстегивающийся и потайной. Там был замочек, который в итоге делался в воротничок-стоечку. Стоечка эта ещё и разгибалась, в общем, всё сложно было».
Кажется, что не может быть ничего проще, чем советовать людям, как жить. Но, к сожалению, очень многим зависимым нужно именно это - настоящий, живой пример.
Никита, пациент отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера: «Нужно отказаться от этих предрассудков и нужно жить с Богом. Бог всегда даст шанс. Главное — верить и желать этого выздоровления. Просто большинство живет в социуме в таком «чёрном». И таким ребятам хотелось бы сказать, чтобы они отказывались от этого. Потому что в детстве их просто обманули, что так жить правильно».
Другая пациентка отделения — героиня с не менее трудной судьбой. Долгое время Олеся разрывалась между желанием выпить и детьми. Уезжала на лечение под плачь трехлетней дочери, но решение было принято, опека предложила реальный выход из алкогольной западни.
Олеся, пациентка отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера: «Начиналось всё просто. Раз в неделю, раз в две недели собирались выпеть с друзьями. А закончилось всё запоем. Ну я начала пить каждый день, дети начали меня бояться. И когда комиссия по делам несовершеннолетних хотела их увезти к бабушке, старшая дочь сказала, что она поедет жить в «Родничок», потому что она боится меня».
Столкнувшись лицом к лицу с последствиями собственных ошибок, Олеся поняла, насколько сейчас ей важны перемены, чтобы жизнь родных детей просто не прошла мимо.
Олеся, пациентка отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера: «Тяжело. Даже по телефону разговаривать — тяжело. Я уезжала, у меня ребёнок не разговаривал, плохо ходил, а сейчас она ходит, разговаривает. А старшая дочка в школу уже ходит, отличница. Они ждут меня, наедятся, что больше такого не повторится».
Путь к выздоровлению особенно болезненный, когда пациенты теряют доверие и поддержку близких. Но всё становится по плечу, когда родные рядом и ждут.
Олеся, пациентка отделения медицинской реабилитации Забайкальского краевого наркологического диспансера: «У меня брат и он постоянно говорил, что это ненормально, что мне нужно лечиться. Я не обращала внимания. А родители били во все колокола. Они пытались мне помочь, а я просто не принимала помощь. Говорила, что нормально всё будет. Это единственный шанс — начать жизнь с чистого листа и счастливую жизнь рядом с семьей. Пока возможно всё сохранить, надо уже начинать».


