Бизоны съедят на завтрак топливо для степных пожаров
В Забайкалье рассматривают возможность разведения бизонов для борьбы со степными пожарами. Подробности проекта и как планируют возвращать в багуловый край, исчезнувших из региона животных, расскажет Эльшад Сафаров.
С начала 2025 года в Забайкалье зарегистрировано 922 степных пожара. Одна из причин крупных возгораний – травостой, который не интересует диких копытных. А силы желудков мигрирующих дзеренов просто не хватает. Сегодня в регионе рассматривают возможность возвращения бизонов для борьбы с высокой травой.
Александр Бузинов, руководитель дирекции особо охраняемых природных территорий Забайкальского края: «В условиях Забайкалья это будет первоочередное, всегда неплохо, что есть дикие животные. А во-вторых, это борьба с ландшафтными пожарами, когда нечему гореть. Если переехать на монгольскую сторону, где крупные стада – там нечему гореть. За лето отрастает на пять сантиметров. И все хватает пищи, стада пасутся, что съедают, то и возвращается. У нас травостой стоит по колено и по пояс. И возникают пожары. Степные выходят в лесной фонд, и возникают верховые пожары»
Идея вернуть бизонов появилась десятилетия назад. Сегодня положительный результат тяжелой работы по возрождению животных есть. К примеру, в соседней Якутии, где в Плейстоценовом парке проживают 50 особей родом из Канады, ещё более 400 в диких условиях.
Никита Зимов, руководитель археологического проекта Плейстоценовый парк Республика Саха (Якутия): «Идея и желания возникли давно, мой отец, когда начинал создавать Плейстоценовый парк. Бизоны был первый вид, который нам хотелось бы иметь. Основная причина в том, что ещё в Ледниковый период, 20-30 тысяч лет назад, когда была высокопродуктивная пастбищная экосистема на севере, бизон был ключевым видом. На одного мамонта приходилось пять бизонов. И был самым массовым животным в Евразии».
Опыт разведения бизонов показывает, что животные хорошо приживаются даже в условиях крайнего севера. Самостоятельно обитают, заводят малышей и формируют собственные пастбища, что хорошо для природы и климата. А потому в забайкальских степях, на землях дальних родственников, канадским рогатым будет комфортно.
Александр Бузинов, руководитель дирекции особо охраняемых природных территорий Забайкальского края: «У нас огромное количество находок, именно археологических, во всех поселениях каменного века, даже раннего железного. Я, что хочу сказать, даже когда уже пирамиды были старыми, которым было по тысяче лет, у нас водились мамонты на нашей территории».
Но сначала – долгая работа над самим проектом. Потребуется немало времени и средств для воплощения в жизнь всех задумок. Места разведения животных уже выбраны – ими станут заказники на юге Забайкалья.
Александр Бузинов, руководитель дирекции особо охраняемых природных территорий Забайкальского края: «Сначала нужно завести маточное поголовье. Плюс в том, что животные относятся к сельскохозяйственным, гораздо меньше проблем с расселением по сравнению с дикими. Как с баранами аргали, которые краснокнижные и редкие, и перемещение сопряжено с трудностями. А с бизонами такого не будет. Они прекрасно живут во многих фермерских хозяйствах».
Работа по возрождению, так называемых, «мамонтовых лугов» – дело не одного года. Однако к тому, чтобы в степях Забайкалья появились бизоны, разработчики проекта готовы идти семимильными шагами. И, возможно, через пару лет забайкальцы и гости региона смогут увидеть рогатых косарей, мирно пасущихся в полях.


