Забайкалье занимает второе место по количеству торговых точек, реализующих спиртное, на душу населения. У нас таких организаций целых три на каждую тысячу человек. Неудивительно, что алкоголизация в регионе растет и значительно превышает общероссийские показатели. Поговорить о наболевшей проблеме накануне решили в рамках круглого стола под названием «Меры по ограничению продаж алкогольной продукции»
Сентябрь 21 года, вокзал. Пьяный водитель на остановке сбивает молодую пару. Цена бутылки – две человеческих жизни. ДТП и убийства во время пьянок – для Забайкалья дело привычное, и это не может не пугать. Причина сломанных судеб – тоже сплошной алкоголь.
Роман Амплеев, заместитель Руководителя Регионального исполнительного комитета ЗРО Партия «Единая Россия»: «Тут, конечно, вода. Но столько вот чистого спирта – этанола – приходится в год на каждого жителя России. От младенца до глубокого старика. В России столько. А вот в Забайкальском крае уже столько. То есть, вот я не пью абсолютно алкоголь. Кто за меня выпивает? Кто-то же выпивает».
Более 10 литров спирта на человека в год. Врачи в регионе постоянно фиксируют рост алкогольных отравлений и психозов. В 2024 забайкальцы купили более 46 миллионов литров спиртного, из них 33 миллиона – это пиво и пивная продукция. Если раньше надзорные органы больше акцентировали внимание на крепких напитках, то сейчас борются и со слабоалкогольными, на которых специализируются «наливайки».
Ольга Макарова, заместитель руководителя региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края: «Нами было проверено из 284 объектов, которые действовали, 250. Большинство объектов или перепрофилировались, или прекратили деятельность. Это порядка 60 %. Ряд объектов перестали закупать пиво и пивную продукцию и реализуют только продукты питания. Но, однако, ряд объектов воспользовались возможностью перепрофилироваться в так называемые организации общественного питания – псевдообщепиты. И, конечно, это и стало поводом к введению дополнительных ограничений в части, например, зала обслуживания».
В итоге число «наливаек» в регионе удалось сократить до 11. РСТ поддерживает и другие меры, предлагаемые и Прокуратурой, и Законодательным собранием края. Среди них введение ограничений времени розничной продажи алкоголя и запрет на спиртосодержащую продукцию в общепитах, площадью менее 100 м2. Между тем, депутаты готовы объявить войну и прочим алкоточкам в многоквартирных домах.
Сергей Новиченко, депутат Законодательного собрания Забайкальского края: «Алкоточки, они по-разному могут называться. Там «Черное и белое» или под названием какого-нибудь британского портового города – не важно. Всё равно алкоточка. Они выдавили из многоквартирных домов то, что там на самом деле должно было быть. Это должны были быть сфера услуг, бытовые услуги, парикмахерские, это какие-то образовательные небольшие центры для детей, для взрослых. Продавайте продуктовую линейку, становитесь настоящим магазином, продуктовым магазином у дома. Поэтому эта наша первая инициатива».
Свою позицию в отношении к алкоголю риторическим вопросом обозначил и Митрополит Димитрий, который недавно выступил с призывом к отказу от спиртного в Страстную неделю. Предложение было встречено многими негативно, что, по словам Митрополита еще раз подчеркивает важность проблемы.
Димитрий, Митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский: «Почему накинулись? Задел за живое. Что в жизни человека изменится в худшую сторону, если он не будет пить? Ну, назовите мне хоть одну причину. Один довод. Хоть один! Тогда почему возмущение?»
Митрополит Димитрий обратил внимание и на обилие рекламы алкоголя в городском облике Читы. Идею о сокращении таких вывесок поддержали остальные участники круглого стола.
Екатерина Пешкова, Анатолий Тюльнев