Мало кто знает, но у каждой пуговицы есть свое значение. Врач из Читы более пяти лет шьет бурятские, национальные костюмы, строго соблюдая традиции пошива. Побывать в гостях у рукодельницы удалось и нашему телеканалу.
Норжима Цырендашиева почти всю свою жизнь посвятила медицине. Но тяга к шитью не давала покоя с молодости, и, наконец, пять лет назад она все же решилась открыть свой магазин-ателье. Начиналось всё с трех полок тканей и простых изделий. К Норжиме обратилась семья, которая собиралась отметить «милан» - первый день рождения двойняшек.
Норжима Цырендашиева, владелица ателье: «Я рискнула начать шить жилетки, это семья большая была, маме другая швея сшила, папе тоже, а я мальчикам жилетки. И потихоньку, научилась шить национальную одежду, традиционную».
Набравшись опыта, Норжима Цырендашиева начала изучать традиции шитья национальных костюмов. Буряты – народ кочевой, поэтому удобство и функциональность одежды всегда на первом месте. Женский костюм, например, сильно отличался от мужского.
Норжима Цырендашиева, владелица ателье: «Вот этот «Татаhан», это такая деталь, которая держит живот во время беременности, поддерживает живот, оберегает женщину. И вот эти рукава, когда фонарики свободные, они никогда не стесняют движение в руке. Вот эта правая часть, можно свободно сидя на коне, покормить ребенка».
Каждый костюм шьется строго согласно традициям, например, на груди у мужчин обязательно выполняли трехцветную нашивку, синего, черного и красного цветов, которые символизируют небо, землю и огонь. Даже пуговицы и их расположение имеют особое значение. На мужском костюме их ровно шесть.
Норжима Цырендашиева, владелица ателье: «Первая у нас идет на воротнике. Ну, на воротник я ее пришью. Это будет благодеяние. Вторые пуговицы у мужчин идут в двойном размере. Вот две, я пришью их – это дети. Потом, значит, идет под мышкой пуговица у нас пойдет - это благосостояние, добро. И вот еще две пуговицы мы пришьем. Вот тут где-то, в районе 28. Это животное, всё хозяйство, которое бывает у бурят».
Карманов, как правило, на мужской одежде не было, поэтому огромную роль в костюме играл четырехметровый пояс, подвязавшись которым, можно было получить место для хранения и ношения предметов и не только.
Норжима Цырендашиева, владелица ателье: «Если мы сделаем вот здесь талию, и вот полностью это карман. Там вот эта пиалочка была, кисет с табаком был, еще какие-то его принадлежности. Можно было даже положить детей сюда, посадить маленьких и согреть».
На пояс, кстати, крепилось оружие и огниво. Кисточки на головных уборах как летних, так и зимних символизируют лучи солнца. Костюмы обычно могли рассказать и о статусе семьи: у зажиточных бурят на праздниках в одежде можно было увидеть и янтарь, и бирюзу. Поэтому, уверена Норжима, национальный костюм – это огромная часть культуры народа, это своеобразный язык знаков, знание которого сегодня тоже нужно передавать потомкам.
Екатерина Пешкова, Бато Цыренов, Евгений Жеребцов