В Чите прошло заседание Совета по оценке и отбору этнокультурных объектов Забайкалья. О традициях, обычаях и позабытых ремеслах которые могут стать частью реестра нематериального культурного достояния края расскажет Эльшад Сафаров.
Сохранить обычаи и традиции народов Забайкалья и передать их следующим поколениям. Одна из главных задач Совета по оценке и отбору этнокультурных объектов. Сегодня в региональном реестре порядка 20 таких позиций – это песни, танцы, сказания и ремесла. А с этого года список будет только пополняться. И в числе первых – обряд усыновления или удочерения агинских бурят.
Хандама Мункуева, специалист «Центра развития бурятской культуры» п. Агинское: «Многодетность всегда почиталась. Родителям, имеющим много детей, оказывалось больше почтения и уважения. Супруги перед усыновлением или удочерением ребенка, обязательно едут в дацан, чтобы узнать о возможности этого святого дела».
Обряд усыновления сохранился до наших дней. Некоторые люди верят в его чудодейственный эффект. У бездетных пар рождаются собственные малыши, почти сразу после того, как они принимают в дом ребенка не родного по крови.
Волчий вой и воспоминания о родителях. Это бурятская народная песня о мальчике – сироте. Атмосферу одиночества в произведении заслуженный артист России Леонид Бабалаев передает с помощью уникального однострунного смычкового музыкального инструмента «Сууха хуур».
Леонид Бабалаев, заслуженный артист РФ, артист Национального театра песни и танца «Амар Сайн»: «Один мой друг рассказал, что этот музыкальный инструмент – это дедушка Моринхура. В одно время это начало забываться, но сейчас идет процесс восстановления, понимания, и я думаю, чтобы дальше такого не было, нужно молодежь учить, чтобы они могли играть на нём. А дальше, может быть, заниматься изготовлением».
Изготовлением музыкальных инструментов Леонид Бабалаев занялся 10 лет назад. Признается, были ошибки, проблемы с материалами, а сегодня, разбуди мастера посреди ночи и он расскажет, и даже покажет, как правильно собрать сууха хуур.
Леонид Бабалаев, заслуженный артист РФ, артист Национального театра песни и танца «Амар Сайн»: «Сначала надо изготовить корпус. Сейчас материала навалом в магазинах продается. Раньше было туговато, надо было березу найти, напилить, настругать. Потом гриф к корпусу, но это полуфабрикат, не для хура. Настоящий вот такой должен быть».
Главный материал – береза. Мастер объясняет, это очень гибкое дерево и его не поведет даже от сильного натяжения струн из тугого конского волоса. Но самое сложно – подобрать хороший бычий пузырь.
Леонид Бабалаев, заслуженный артист РФ, артист Национального театра песни и танца «Амар Сайн»: «Начинаешь добывать у друзей, особенно осенью во время забоя, искать мочевой пузырь. И найти лишь полдела, а его нужно обработать и промыть. Вот этот ничего, приличный, но бывают маленькие, с ними сложно работать».
Процесс создания сууха хуура занимает целую неделю. Однако результат того стоит. Сегодня на изготовленных Леонидом Бабалаевым инструментах занимаются молодые музыканты по всей стране. А сам сууха хуур в ближайшее время будет внесен в региональный реестр нематериального этнокультурного достояния.
Эльшад Сафаров, Анатолий Тюльнев