Поиск

Музей БАМа в Чите представит посетителям вековые экспонаты

14 мая, 15:59

БАМУ 50! 2024 год – знаковый период для многих забайкальцев, посвятивших несколько лет  своей жизни строительству Байкало-Амурской магистрали. Сегодня к юбилею Всесоюзной стройки в Инженерном центре Забайкальской железной дороги  прошло торжественное открытие  выставки под названием «БАМ: наследие  для будущего».


 

 Не только скорость работ, необычные инженерные решения, но и тысячи судеб. БАМ – это целая эпоха, которая в этом году отмечает сразу несколько юбилейных дат. 23 апреля 1974  из Большого Кремлевского Дворца съездов был отправлен первый ударный комсомольский отряд на строительство Байкало-Амурской магистрали. Мы говорим: «БАМУ 50!». Но необходимость  его создания появилась еще в конце 19 века. Открывшаяся сегодня выставка готова рассказать историю с самого начала.

Лариса Селезнёва, начальник подразделения по сохранению исторического наследия Забайкальской железной дороги: «Первое строительство началось в 1937 году. И у нас на выставке представлен путевой шаблон 20-х годов прошлого века. Вот такими путевыми шаблонами строили БАМ. То есть, использовались на строительстве того… первой очереди БАМа. Интересен этот шаблон чем? Что он предназначен и для узкоколейных железных дорог. Видите: он разборный. И для узкой колеи и под широкую колею раздвинуть».

Выставка подготовлена при содействии Музея истории БАМ города Тында. Графические инсталляции, уникальные фотографии, документы и предметы тех лет – каждый экспонат готов рассказать  о вкладе забайкальцев во Всесоюзную стройку. Уже в словесной форме с трибуны это готовы подтвердить и ветераны БАМа.

Алексей Максимов, член Государственной комиссии по приему в рабочую эксплуатацию Читинского участка БАМа, почетный железнодорожник: «Первый участок от нынешней станции Бамовская до Тынды строили строители Забайкальской железной дороги. Они укладывали первые пути. И в дальнейшем очень много уехало по путевкам добровольцами, а то и первоначально в командировки, на строительство этого важного участка».

Не только чествование участников великой стройки. Для каждого пришедшего сюда БАМ – это что-то своё. Для молодежи – пример для подражания, для тех, кто постарше – воспоминания. Леонид Ядыкин, например, в те годы входил в состав лекторской группы агитпоезда, и говорить забайкальцам о БАМе, зачем нужна магистраль, было, можно сказать, частью его жизни.

Леонид Ядыкин, представитель совета ветеранов Забайкальской железной дороги: «Моя тематика была социально-экономическая. И БАМ для меня был просто объектом, про который спрашивали и я рассказывал. По материалам. И тогда, когда он только формировался, и когда к нам пришел участок. И тема БАМа очень сильно играла и продолжала играть».

Денис Амрачёв, студент Читинского техникума железнодорожного транспорта: «В первую очередь, это опыт. Тогда, можно сказать, что не было таких высоких технологий, как у нас. Сейчас почти всё автоматизировано, а тогда большинство работ люди делали вручную. То есть вот, масштаб работы поражает».

История великой магистрали продолжается и сегодня. История выставки только начинается – до первого октября пополнить ее бамовскими экспонатами может любой желающий.

Екатерина Пешкова, Антон Носов