Одни могут загрызть насмерть, другие вытоптать пастбище. Судьба бездомных собак и свободолюбивых дзеренов сегодня находится в руках парламентариев. Планирует ли Забайкалье сокращать численность этих животных, узнавала Екатерина Пешкова.
На комитете по аграрной политике Законодательного собрания сегодня нет свободных мест. В центре внимания депутатов и приглашенных специалистов два очень важных для региона вопроса. Первый из них нашумевший – собачий. Ранее принятый в первом чтении законопроект, предполагавший эвтаназию безнадзорных животных после 30-дневного пребывания в пункте временного содержания, оказался несоответствующим федеральному законодательству.
Ирина Тверскова, заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Забайкальского края: «Принятым законом предусматривается в течение 30 дней, а по Гражданскому кодексу – это 6 месяцев. Мы считаем, что в данной ситуации сокращение срока будет нарушать не только нормы гражданского законодательства, но и права лиц, которые могут претендовать в течение 6-месячного срока на реализацию своего права заявления как собственников».
Согласно законопроекту, после 30-дневного срока в среду обитания должны были возвращаться только дружелюбные псы ростом не боле 25 сантиметров. Необоснованную эвтаназию представитель прокуратуры также назвала нарушением принципов нравственности и гуманности, но федеральный закон в данном случае не предполагает прямого запрета этой меры. Решением комитета депутаты повторно рассмотрят законопроект в первом чтении и в дальнейшем примут его сразу в двух чтениях. Следующий вопрос должен был определить судьбу дзеренов, наносящих урон сельскому хозяйству южных округов и районов.
Зорикто Лхасаранов, участник собрания представителей Агинского Бурятского округа: «Этот вопрос мы поднимали на площадке округа. И, конечно же, очень много сельхозтоваропроизводителей, и председателей, и фермера, и личные подсобные хозяйства жалуются. Самое главное то, что они выедают вертыш и копытят. Это, получается, снижение не только пастбища, но и сельхозных угодий».
По мнению Госветслужбы, краснокнижные дзерены могут также нести потенциальную опасность для региона, являясь переносчиками ящура. Но забайкальские ученые и представители заповедников пока не видят угрозы в зимней миграции этих животных в Забайкалье и говорят, что задача края – сохранить исчезающий вид, а не регулировать его численность.
Алексей Черепицын, директор Даурского заповедника: «Он занимает границы своего исторического ареала. Это нормальный, естественный процесс. И вот то, что мы сейчас говорим… Массовые миграции, они начались-то, в принципе, не так давно, всего-то в 19 году, это несколько лет. Если говорить о регулировании численности, мы еще не промониторили, как он будет себя вести. Вообще – останется ли он у нас. Сейчас наступает водный период после той засухи, и мы уже говорим о том, что у нас местная популяция сокращается. Если в 19 году она была около 40 тысяч – местная популяция. В последние годы около 9 тысяч».
Всего на территории соседней Монголии проживает около 500 тысяч дзеренов. Но сказать точно являются ли они угрозой вспышки ящура нельзя – нет соответствующих исследований. У минсельхоза, в свою очередь, нет данных относительно точного урона, нанесенного этими животными. Вопрос на комитете обсудят повторно после получения более точной информации в 4-ом квартале наступившего года.
Екатерина Пешкова, Антон Носов