Тринадцатого января в России традиционно отмечают День печати. В преддверии этого праздника наша съемочная группа побывала в городской типографии и увидела путь создания газеты от начала и до конца. Тонкости профессии узнавала Екатерина Бакшеева.
Процесс создания газетного тиража – дело, не терпящее спешки. Он проходит несколько важных и технически сложных этапов перед тем, как попадает на прилавки магазинов. Начинается всё с приема электронной версии.
Марина Васина, директор по производству: «Здесь, значит, мы принимаем информацию. В основном у нас газеты. С серверов, с сайтов принимаем газетные полосы, их девочки раскладывают, выводим».
Сразу после газетные полосы отправляют в печать. Для этого в типографии есть специальный принтер. Его аналогов нет во всем регионе, а все из-за его функциональности. Качество печати в разы лучше, чем на любых других приборах, и более того, такой принтер может даже сшить буклет, если это необходимо.
Марина Васина, директор по производству: «Здесь вот следующая у нас операция. Девочки монтируют газетные полосы. Расставляют их здесь так, как должна выглядеть газета».
В этом помещении происходит настоящая магия. Именно тут, благодаря кропотливому труду двух девушек обычная черно-белая полоса становится цветной. Происходит это после наложения разноцветной пленки.
Наталья Епанчинцева, монтажист: «Вот тут же, вот видите, есть крестики, нам нужно положить, чтобы совмещение было хорошее. На черно-белых их нет, потому что, вот видите, папочка, мы по ней клеим, на черно-белый мы просто наклеиваем, а на цветное – это наложение».
После этого готовые макеты отдают на проявление. Тут они проходят еще несколько этапов обработки, ультрафиолетовый свет и специальную щелочную среду. Благодаря им изображение переносится на специальную форму, которая в руках опытного мастера и становится газетой.
Андрей Ахмылов, печатник: «На каждый цвет идет своя форма, которая налаживается сама на себя. Обрабатываем их жидкостью, которая воду отталкивает. Краска остается, передается на резину, а с резины передается на бумажное полотно. Соответственно, уже выходит газета».
Ежедневно специалисты вручную осматривают тысячи газет на наличие брака. Если на экземпляре обнаружат непропечатанные буквы, изображения или черные полосы, которые возникают от чрезмерной влажности, то их отвозят на склад, а позже сдают на переработку. Но в городской типографии такие случаи происходят редко.
Михаил Кустов, печатник: «Чтобы руку не засунуть, одна кнопка, она не срабатывает. Тут специально две, чтобы руку не засунуть, не обрезать. – То есть, это вы сами контролируете все, весь процесс? (вопрос корреспондента) – Конечно. Педальку нажимаешь, опускается зажим. Зажим нужен, чтобы когда нож есть, он вот так идет, чтобы не сдвигало продукт».
Сами сотрудники типографии называют оборудование настоящим советским наследием и уверяют, что при должном уходе оно прослужит еще ни одно десятилетие. Например, Елена Мирошникова работает за своим станком вот уже 40 лет, и точно знает – никакие технологии не заменят ей родной «резальник» и такой привычный запах свежей краски.
Елена Мирошникова: «Ну у нас, в принципе, оно ничем не отличается. Оборудование все такое же, как и 40 лет назад. Станки те же самые, как и с советской эпохи, можно сказать. Книги шьем вот на этой машине. Пятиаппаратка называется».
Даже в свой профессиональный праздник работу никто не отменял. Они все также сшивают сотни книг, дают жизнь тысячам газетных тиражей, вручную проверяют сотни текстов на наличие ошибок и расходуют десятки литров краски. И все это ради того, чтобы в конечном итоге газета нашла своего читателя.
Екатерина Бакшеева, Владимир Николаев