Петиция против отмены районного коэффициента, который учитывается при расчёте зарплаты, появилась на платформе продвижения гражданских инициатив. За 4 дня её автора – депутата Балейского района Дарью Маркину, поддержали уже более 5 тысяч человек. Тем временем минтруд Забайкалья уже готовит проект закона, который скорректирует структуру расчета оплаты труда в регионе. Каким образом забайкальская надбавка в размере 20% станет частью зарплаты и насколько безболезненным для кошелька бюджетников будет переход на новую методику начисления. Тему обсудили с гостем студии телеканала «Забайкалье» - министром труда и социальной защиты региона Дмитрием Семеновым.
Ведущая: «Чем была вызвана необходимость менять структуру расчета оплаты труда в регионе?»
Дмитрий Семенов, министр труда и социальной защиты Забайкалья: «У нас действует районный коэффициент в размере 1,2 (20%) в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР от 20 ноября 1967 года, этот акт после принятия Конституции приравнивается к акту правительства РФ, и этот документ действует, он не изменен и изменять его мы не можем и не будем, не должны этого делать. Следующий документ, который принимался уже на уровне Забайкальского края, вернее тогда еще была Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ, по Читинской области было решение малого совета областного совета народных депутатов, совместно с федерацией профсоюзов и администрацией Читинской области от 1993 года, которое установило в целом для всей территории края повышенный районный коэффициент - 1,4 (т.е. прибавили одну целую две десятых), и данный нормативно-правовой акт постепенно транслировался сначала в закон Читинской области, затем в закон Забайкальского края, который устанавливает районный коэффициент, но только для работников государственных учреждений и органов государственной власти, а также размер повышения районного коэффициента для органов местного самоуправления. То есть закон Забайкальского края 39 ЗЗК не распространяется на внебюджетную сферу совсем. Это нужно понимать, потому что люди данные вопросы задают, думая о том, что мы пытаемся отменить тот районный коэффициент, который они сейчас получают в размере 1,2 в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР. Нужно понять, что мы меняем краевое Законодательство. Мы изменяем структуру заработной платы. Принятие районного коэффициента законодательством Забайкальского края вызвало проблемы, которые я вам сейчас опишу, и мы решили, что можем этот районный коэффициент уменьшить, проиндексировав оклад на определенную величину. Мы уже знаем размер этой величины. Сейчас расчёты у нас практически готовы, сегодня до конца дня на сайте минтруда будут опубликованы и проект закона, который мы уже набросали. Это проект закона, который пока не проходил никаких экспертиз, не согласован рабочей группой и трехсторонней комиссией. Это будет проект именно для ознакомления, для того, чтобы люди могли понимаемо выразить по данному документу свою позицию. Изучить его, посмотреть, потому что в одном законе будут и норма о том, что районный коэффициент уменьшается на 1,2, и норма о том, что сохраняется размер заработной платы, которая начислялась до вступления в силу данного законопроекта. Там также будет норма, которая будет говорить об индексации тех размеров выплат, которые начислялись в натуральную величину. Здесь, в первую очередь, выплата за классное руководство педагогам, то есть, если она сейчас была 5 тысяч и вместе с районным коэффициентом он составлял 8,5 тысяч, мы должны его проиндексировать и установить в размере 5667 рублей для того, чтобы он был 8501 рубль, для того, чтобы граждане не пострадали ни на одну копейку ни на один рубль. Все это будет в одном тексте одного проекта и в случае его принятия это будет гарантия того, что заработная плата не изменится. Это не будут разбросанные нормативные акты, которые бы позволили здесь снизить и где-то потом не повысить. Нет, ни в коем случае мы такого не сделаем
Ведущая: «Эти новшества в том числе и привидение к какому-то общероссийскому порядку?»
Дмитрий Семенов: «Да, к общероссийскому порядку. Теперь из тех мотивов, которые у нас возникали: Решение об установлении районного коэффициента – это решение субъекта РФ. В соответствии с разграничением полномочий, которое было установлено в 184, в момент принятия данного законопроекта федеральным законом, субъект сам должен финансировать свои решения. Поэтому мы получили определенные и вполне правомерные претензии федерального центра о том, что мы установили себе районный коэффициент в размере 1,4 (+20%) и мы должны сами его финансировать во всех отраслях. Соответственно, берется вся база для оказания финансовой помощи, которая происходит на федеральном уровне, уменьшается на 1,2, та база, которая говорит о фонде оплаты труда. Когда мы говорим о фонде оплаты труда, он уменьшается просто на 1,2. При это мы четко понимаем, что в других субъектах РФ и в среднем по России оклады у нас в Забайкальском крае самые низкие и размер денежного содержания практически самый низкий. То есть, если мы увиливаем оклад, мы ни в коем случае не выйдем за средние российские показатели и к нам не будет претензий. При этом претензия по размеру районного коэффициента будет снята, потому что это наше решение, которое мы сами сделали и за это решение мы должны рассчитываться своими деньгами. Это основная причина необходимости изменения системы оплаты труда.
Вторая наша главная задача - выйти на диалог и общественников и фракций. Для того, чтобы мы могли посмотреть по различным сферам, как изменится система оплаты труда, как она начисляется. Потому что полномочия очень сильно разбросаны по уровням власти. В Государственных учреждениях каждым главным распорядителем практически регулируется система оплаты труда и каждым директором учреждения регулируется система оплаты труда учреждения. И наша основная задача не допустить именно материального снижения, потому что то, что будет написано в законе - это уже гарантия для граждан, но нам необходимо будет определенное время для того, чтобы подготовить бухгалтеров, финансистов, экономистов, чтобы они правильно рассчитали заработную плату и ни в коем случае не допустили уменьшения».
Ведущая: «Есть ли какой-то опыт соседних регионов, кто уже перешел?»
Дмитрий Семенов: «Да, опыт регионов есть. У нас положительный опыт был в Приморском крае в 2019 году осенью они приняли такое решение. И с 1 января 2020 года они районный коэффициент у себя на территории края отменили, пойдя по такой же структуре. Они, правда, отменяли не 20%, а 10%. При этом они сохранили районный коэффициент для северных своих районов. В Бурятии тоже сейчас действует данный коэффициент только для северных районов, не по всей территории республики. Поэтому опыт есть и такие технологии вполне возможны. И самое главное, мы не уменьшим заработную плату людей, при этом мы выровняем технологию для работы с федеральным центром».
Ведущая: «У нас на территории самых северных районов тоже останется он?»
Дмитрий Семенов: «Районный коэффициент будет изменен в расчетном показателе, потому что мы будем индексировать оклады по территории всего Забайкальского края и, соответственно, планируется, что на территории Каларского муниципального округа, если был 1,7 и будет увеличен оклад, то районный коэффициент будет 1,5 сверху. Мы сам размер увеличения сохраним, но -20% будет сделано по всему краю, потому что все оклады сквозняком будут проиндексированы, чтобы всё было поровну. И в дальнейшем мы перейдем на новую оплату труда, то есть сейчас мы включим в пакет документов постановление как произвести индексацию окладов, будет сделана определенная доплата для тех категорий, которые могут не срастись. Например, нет стажа, нет надбавки. Всё это будет учтено. И в нем будет сказано, какой размер заработной платы сделать для конкретного человека».
Ведущая: «Буквально на днях вы сказали, что районный коэффициент 20% не будет отменен для силовых структур, потому что для них он был отменен 15 лет назад. То есть уже был опыт безболезненного перехода?»
Дмитрий Семенов: «Да, все верно. В настоящее время они все получают заработную плату именно с учетом районного коэффициента 1,2 и северной надбавки в размере 30%. То есть к ним применяется коэффициент 1,5. При этом заработная плата конкурентоспособна с соседними регионами. То есть при формировании системы оплаты труда был сохранен баланс по всем территориям».
Ведущая: «Люди спрашивают, не изменится ли ситуация в худшую сторону у технических работников?»
Дмитрий Семенов: «Мы не предполагаем снижение заработной платы. Все решения, которые были приняты до настоящего момента, будут реализованы в той мере, в которой принимались до сегодняшнего дня. То есть заработная плата этих работников не будет снижена.
Да, в дальнейшем она будет расти более низкими темпами. Мы понимаем, что минимальный размер оплаты труда у нас нарастает темпами +8-10%, а по другим сферам +4-5%, соответственно она у них индексируется опережающими темпами. Это просто будет выровнено. К концу года у них также будет увеличение заработной платы в связи с ростом минимального размера оплаты труда (6-7%)».
Ведущая: «Когда предварительно документ будет готов? Какие стадии согласования? Где он должен будет пройти?»
Дмитрий Семенов: «Проект документа готов. Мы его опубликуем на портале и в дальнейшем будет обсуждение его на трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. После его обсуждения он будет направлен в Законодательное собрание и его обсуждение начнется уже там с комитетами и фракциями, но при этом мы готовы подключаться и обсуждать. Нас уже приглашают на встречи с жителями и гражданами, где мы разъясняем эту технологию. И люди понимают, что опасаться здесь нечего».
Ведущая: «В начале речь шла о том, что зарплата работников бюджетной сферы не уменьшится, а затем зампред правительства Андрей Кефер накануне заявил, что зарплаты работников станут выше и поднимать их будут поэтапно. О каких этапах идет речь?»
Дмитрий Семенов: «В первую очередь мы в пакете документов готовим решение, мы его озвучивали на встрече с профсоюзами, это увеличение заработной платы у указных категорий. Если мы с вами видим рост минимального размера оплаты труда, с 2015 года он более чем на 38% у нас вырос и несколько раз индексировалась заработная плата работников в бюджетной сфере, то у указных категорий, начиная с 20 по текущий год заработная плата не увеличивалась. Это врачи и медицинский персонал, учителя, социальные работники. Те, на кого распространяется указы президента 2012 года, их заработная плата привязана к доходу среднему по экономике. Поскольку мы такой большой пропуск сделали, в первую очередь нужно увеличивать их заработную плату и вот те резервы, которые мы найдем в бюджете Забайкальского края, мы обсуждаем это пока, об этом говорить рано - деньги любят тишину, сколько это будет и как, но мы предполагаем, что они будут и мы увеличим заработную плату сразу же при принятии этого решения для указных категорий. И это не за счет тех людей, о которых мы говорили сейчас. Т.е. ни у кого заработная плата уменьшаться не будет, это дополнительные резервы. Да, это те резервы, которые если мы такое решение не примем, то мы опять же в гонке за ростом минимальной оплаты труда будем наращивать заработные платы тех, кто получает МРОТ и соответственно меньшими темпами у нас просто не останется ресурсов на повышение указных ресурсов и всем остальным».