Проблемы налипли как снежный ком: ограниченная в родительских правах мама мальчика с диагнозом ДЦП добивается возврата ребенка в семью после 5 изъятий. Одновременно с этим в доме-интернате её сына, который не может постоять за себя сам, покусал другой ребёнок. Что чувствует при этом сама Наталья, и каким способом пытается помочь маленькому Матвею – выясняла Анастасия Васильева.
«Скажи сыночка, тебе сильно больно?
- Да, очень.
- Нападает мальчик на тебя?
- Да.
- Расскажи, как он тебя кусал и бил.
- Он психовал, подлетал…
- И ногу давай твою посмотрим, сейчас.
- А какая нога?
- Вот эта нога твоя. Здесь синяки от такого обращения с ребёнком детьми. Прошу посмотреть, как мой сын здесь живёт».
Покусанным и не слишком довольным после очередной поездки в дом-интернат Наталья встретила своего сына. Мама пытается успокоить его и внушить, чтобы он воспринимал своё новое пристанище в качестве детского сада, на что Матвей, со слов матери, сравнивает проживание там с испытанием. Тем более, после неожиданных нападений на него агрессивного ребёнка.
Наталья Изотова, мама Матвея: «Дети все разбегаются от этого мальчика психически больного. Матвей не может убежать, так как он на коленках ползет, и он не успевает… Мне никто не сообщал об этом, Матвей боялся сказать, потому что говорит: «Надо мной стоит воспитатель, когда я тебе звоню, я боялся сказать, что она передаст директору, и мне будет хуже».
В региональном аппарате уполномоченного по правам ребёнка мнение по ситуации однозначное: где бы и с кем ребёнок не жил – именно взрослые, под чьей опекой он находится, несут полную ответственность за здоровье Матвея.
Зинаида Пояркова, помощник уполномоченного по правам ребёнка в Забайкальском крае: «Специалисты должны учитывать особенности детей, какие-то группы может быть делать менее агрессивные. Более агрессивных детей нужно, конечно же, ограждать, чтобы другие дети не пострадали. Дело в том, что дети могут и себе нанести вред. Поэтому здесь нужен постоянный присмотр за такими детьми, чтобы рядом всегда были взрослые».
Дмитрий Семёнов, министр труда и соцзащиты населения Забайкальского края: «Все травмы, полученные у детей, даже микротравмы фиксируются в специальном журнале, всё это зафиксировано, мы проверку уже по данному случаю начали. Будем разбираться, в том числе как сработали педагоги, можно ли было предотвратить такую ситуацию, или ситуация возникла резко и внезапно. Триггером могло послужить любое действие: неправильно положенная игрушка, без спроса взятый карандаш».
Однако маме Матвея мало того, чтобы ребёнка оградили от опасностей. Она намерена восстановиться в родительских правах и вернуть его из среды, в которой живут дети в том числе с ментальными отклонениями.
Наталья Изотова, мама Матвея: «Ребенок совершенно развит, он очень активен, мышление у него работает прекрасно, и он здоров психически. Ему почему-то в центре «Надежда», где он содержался 11 месяцев, находился, учился и развивался, пока я восстанавливаюсь в правах, Матвею поставили 8 ноября диагноз комиссиально, что он психически нездоровый ребенок, и отправили его в интернат, в дом-интернат для психически с отклонениями детей».
По этой причине 26 января Наталья вместе с дочерью и директором учреждения, в котором проживает Матвей, пришли на первое заседание суда. В скором времени будет вынесено решение. От него и будет зависеть – вернут ли мальчика в семью, или оставят на прежнем месте.
Дмитрий Семёнов, министр труда и соцзащиты населения Забайкальского края: «В целом она может ребёнка забрать, но поводом для возврата ребёнка должен быть не тот случай, что он получил вот эту вот травму в учреждении, а поводом должно стать то, что мама выйдет на нормальный стабильный образ жизни. Вообще ребёнок маму очень любит, то есть у него есть прямо зацикленность, что он хочет жить с мамой, и мама ребёнка очень любит».
Анастасия Васильева, Сергей Миртов, Никита Дроздов, Анатолий Тюльнев