Принудительные работы взамен реального срока за хорошее поведение. В Нерчинске уже второй год функционирует единственный в Забайкалье исправительный центр, где осужденные в будние дни отбывают наказание, а по выходным ходят в музей или церковь.
Уже второй год на базе бывшей женской колонии в Нерчинске располагается исправительный центр, пока он единственный в регионе. В нем живут 93 осужденных. Все они мужчины. Сегодня второй корпус в стадии ремонта, но после его завершения сюда смогут попасть и женщины. Осужденные сюда действительно стремятся, условия содержания с колонией несравнимы.
Сергей Плотников, начальник исправительного центра №1 УФСИН России по Забайкальскому краю: «Это также режимный объект, но уже с более мягкими условиями, это у осужденных у наших наличие сотовых телефонов, они у нас не запрещены, они не являются запрещенным предметом, по распорядку дня у них есть подъем в 6 утра, отбой в 22.00, личное время, завтрак, обед, ужин».
Сюда попадают только зарекомендовавшие себя с положительной стороны осужденные, когда суд считает возможным сменить меру пресечения на более мягкую. Евгений Шилов в исправительном центре недавно, сейчас проходит медкомиссию, чтобы устроиться на конный завод.
Евгений Шилов, осужденный: «Я пришел сюда из ИК-1 по решению суда, написал ходатайство и суд одобрил, и я попал сюда 27 января. Здесь есть возможность работать, зарабатывать, помогать семье, у меня жена, двое детей, и здесь легче в том плане, что я могу выстраивать социальные связи с людьми, общаться с ними и сам развиваться как человек, как личность – рисовать научился в ИК, здесь могу это полностью реализовывать».
Всего работу осужденным предоставляет 21 организация Нерчинска. Одно из них – предприятие по изготовлению металлоконструкций. В нем около 80% сотрудников – спецконтингент. Руководитель персоналом доволен.
Виталий Федоров, генеральный директор ООО «Нерчинскметаллгрупп»: «Конечно, отличается положительно. У них дисциплина на уровне, так как понятно, что они приходят вовремя на работу, уходят также, исполняют свои обязанности должным образом, то есть сейчас от 8 до 10 человек у нас здесь трудится и будем расширять, я так думаю, в связи с переработкой шин и рекультивацией, намечается рекультивация свалки в Нерчинске, там вообще можно будет привлечь порядка 50-100 единиц этого спецконтингента».
По правилам, осужденные не могут отказаться от предложенной работы. Но и сами они за места держатся – оплата труда не ниже МРОТ, все отчисления с зарплаты оплачивают иски и коммунальные услуги за содержание в исправительном центре. К тому же приятный бонус – в выходные по заявлению можно совершенно спокойно сходить на свидание с девушкой, или, например, в церковь на службу.
Александр Овдин, осужденный: «Здесь лучше на принудительных работах, чем в колонии где-то, это по-любому, здесь я много чем занимаюсь – варю вагончики, обшиваю, сейчас в командировку собираемся ехать, вот эти ангары строить, где в магазин сходить. Где по городу погулять, в дворец Бутиных был».
Но имеющиеся ограничения соблюдать надо неукоснительно: дисциплина, распорядок дня, качественное исполнение принудительных работ. Под полным запретом алкоголь. Так, в прошлом году за употребление горячительного сразу несколько человек отправились обратно в колонию. Кстати, треть всех осужденных оказались здесь за вождение в нетрезвом виде.
Вера Асадуллина, Антон Носов