Поиск
В МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЗАБ. КРАЯ ТРЕБУЕТСЯ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СТАЖ ОТ 1 ГОДА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ЗП ОТ 60 ДО 80ТЫС. РУБ., ЗАМЕЩЕНИЕ БЕЗ КОНКУРСА. ТЕЛ.: 8 (3022) 21-41-03
СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ТРЕБУЕТСЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИК,ЭЛЕКТРИК. ТЕЛ: 8-914-463-96-60, 35-04-66
ТРЕБУЮТСЯ ПРОРАБ, МАСТЕР. ТЕЛ: 40-09-75, 89144639660.
КУПЛЮ АВТОМОБИЛЬ В ЛЮБОМ СОСТОЯНИИ. ТЕЛ: 8-914-350-33-50
В КОМПАНИЮ ПЕКО ТРЕБУЕТСЯ: ПОМОЩНИК КЛАДОВЩИКА, ГРУЗЧИК, ЭКСПЕДИТОР, ВОДИТЕЛЬ-ЭКСПЕДИТОР, ЗАВХОЗ, ТЕЛ.:8-914-470-68-54
АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ В/Ч НАБИРАЕТ КОНТРАКТНИКОВ. ЕДИНОВРЕМЕННАЯ ВЫПЛАТА  445 000, ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ОТ 211 000, ЛЬГОТЫ, ВОЕННАЯ ИПОТЕКА.ТЕЛ.: +79145100050.

Авиаторы Забайкалья к 100-летию гражданской авиации рассказали, как выруливали из сложных ситуаций

9 февраля 2023

К празднованию 100-летия гражданской авиации телеканал «Забайкалье» поговорил с теми, кто работает в небе и обеспечивает бесперебойную работу на земле. Какие внештатные ситуации случаются, какие выходы из них находят профессионалы и почему любовь к небу – это навсегда, узнавала Анастасия Васильева.

О пользе, которую принесёт гражданская авиация, начали задумываться больше века назад: первая в Российской империи международная авиационная выставка состоялась в апреле 1911 года в Санкт-Петербурге.

Борис Родиков, штурман военной авиации, исследователь истории авиации Забайкалья: «На этот съезд был приглашен знаменитый пилот и конструктор Луи Блерио. Он сказал интереснейшие слова: «Ваш главный враг – это бездорожье и дальность расстояний». Это он ещё не знал, какие у нас тут расстояния, какие дороги. Собственно, их и нет этих дорог. Но! Для воздушного флота не будет существовать ни того, ни другого».

Так и случилось – труднодоступные районы были и при Советском союзе, остались и сейчас. Как говорится, вместо дорог – направления. Но для самолёта это не проблема.

Владимир Голданов, пилот 1 класса гражданской авиации: «Это как в песне поётся: «Мне сверху видно всё» – это вот как раз относится к АН-2. То есть сверху видно всё. И когда прилетаешь в труднодоступные районы, то есть в сёла – люди там встречают, можно сказать, всем селом».

Пилотам, борт-проводникам в силу особенности профессии повезло посетить не только районы Забайкалья и регионы России: были частыми и полёты заграницу.

Владимир Бакшеев, заслуженный пилот России: «Летали из Ирана в Объединённые Арабские Эмираты – в Шарджу, Дубай. Через Персидский залив в сторону Джидды, на Красное море. Как правило, когда выполнялись полёты по перевозке мусульман на Хадж в Джидду и обратно тоже самое».

При этом в профессию приходили совершенно по разным причинам. Татьяна Середина пришла в авиацию, вдохновившись подвигом Надежды Курченко, которая в 1970 году ценой собственной жизни пыталась предотвратить теракт на борту самолета.

Татьяна Середина, бортпроводник читинского лётного отряда: «Я тоже хотела подвиг совершить. Но не получилось. Подвига не было. Но на борту была ситуация, когда однажды мы взлетали, открылась дверь, я её быстренько на место поставила и собой закрыла. Борт-механик был Лизунов Володя, он прибежал и говорит: «Что случилось?». Я говорю: «Открылась дверь». Мы её газетами обложили, она прилепилась».

Однажды, вспоминает Татьяна, на полосе разлеглась корова. Самолёт тогда посадили лишь с третьего раза. Именно в таких внештатных ситуациях важна именно командная работа.

Римма Абрашитова, начальник аэропорта в Кыре: «В авиации работать – надо вот именно чувствовать ответственность каждому, где бы он не работал. На земле, чтобы полоса была пригодной к полётам, чтобы вся аппаратура работала – и радиоаппаратура, и аппаратура энергосистем – всё что б работало».

Авиаторы уверяют, их вид транспорта безопаснее, чем наземный, хотя бы потому, что перед полётом судно проходит максимальную проверку – всё для безопасности и комфорта пассажиров.

Елена Климова, бортпроводник читинского лётного отряда: «Удобнее, чем в ТУшечке, ни в одном самолёте мне не было. Здесь даже вот сидения, конечно, мягкие. Сейчас это всё кожзам, пластик – скользкие. Было много максимального удобства для пассажиров, есть в подлокотниках пепельница у нас. До 90-го года не разрешалось курить, но было место, где можно было затушить сигарету, потому что раньше курили везде и всюду».

С тех пор поменялось многое – пепельниц уже нет, самолёты по вместительности и дальности перелетов отличаются от тех самых популярных «ТУшек». Однако и для пилотов тоже настали другие времена.

Владимир Болотов, штурман: «Пилоты сейчас в сложнейших условиях, тяжелее работают, потому что количество экипажа сократилось. Вот если мы летали когда-то на ТУ-154 – четыре человека экипаж, сейчас на новых самолётах – на боингах, на эйрбасах летает два человека. Два человека – это нагрузка в два раза увеличивается».

Помимо пилотов, в экипаже могло присутствовать до 5 человек: дополнительно за полётом следили штурман, радист и борт-инженер. В задачи штурмана, например, входила и такая работа, как облёт опасных участков, которые не были предусмотрены заранее перед полётом.

Владимир Болотов, штурман: «Вот представляете: гроза, наверное, мы её обходили км 250, а смотришь по локатору – она страшеннейшая, идёт на 12 км высотой гроза, нельзя в неё влазить. Если влезешь – можешь не вылезти. Дать тебе разряд сильный и всё, свалит самолёт – всё. Вот обхождение грозы – это штурмана обязанность была».

Неизменным за 100 лет осталось одно – это любовь к небу, которая живет и будет жить в сердцах авиаторов всегда.

Владимир Голданов, пилот 1 класса гражданской авиации: «Дорогие коллеги, друзья, поздравляю вас с днём 100-летия гражданской авиации. Желаю доброго здоровья и дальнейших успехов».

Анастасия Васильева, Антон Носов, Никита Дроздов