«Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» - эти фильмы мы знаем почти наизусть. В 2023 году их создателю – культовому режиссеру Леониду Гайдаю, исполнилось бы 100 лет. Что вспоминают о нем читинцы и где хранятся великие киноленты в нашем городе, узнали корреспонденты телеканала «Забайкалье».
«12 стульев» мне нравится. (А вот любимую фразу оттуда можете назвать, - слова корреспондента) Ключи от квартиры, где деньги лежат».
«Два магнитофона, нет три магнитофона! Помнишь, как этот, Шпак-то придумал, исчезло у него. Хи-хи-хи»
«Наши люди на такси за хлебом не ездят».
Эти и многие другие фразы советского кино, как и сами герои – Шурик, Иван Васильевич, Трус, Балбес и Бывалый, никогда не забудутся русским человеком. Кто-то ценит эти фильмы за искрометный юмор, кто-то - за возможность вновь окунуться в эпоху Советского союза. Но все признаются: каждая кинолента была создана мастером своего дела.
Мало кто знает, что отец Леонида Гайдая в 22 года был сослан на строительство Амурской железной дороги. В 1923 году вместе с женой и семьей он перебрался в Читу. Именно здесь и провел свои первые годы будущий режиссер. В школу маленький Леня ходил уже в Иркутске. И после Великой Отечественной войны решил посвятить свою жизнь искусству. Но путь к профессии кинорежиссера был тернист. Поначалу даже приходилось работать актером и осветителем в иркутском театре. На «Мосфильм» он пришел только в 1955 году. В советское время фильмы распределялись во все 150 прокатных организаций СССР. Количество выпускаемых экземпляров зависело от разнорядки – своеобразного рейтинга. Киноленты с высокой разнорядкой издавались в большом объеме. Ленты Гайдая получили такой статус не сразу, но именно этот факт и спас их – приходилось то и дело допечатывать из-за растущего спроса.
Николай Привалов, и.о. директора Забайкальской государственной кинокомпании: «Были, допустим, такие дефекты там – утеря одной части, например, или повреждение. И можно было нам заказать эти фильмы, восстановить их, ну то есть как бы придать им годность и пустить обратно в прокат. Такой шанс был. (То есть вот именно гайдаевские они некоторые допечатанные? – вопрос корреспондента) Допечатывались по нескольку раз, потому что пользовались широким спросом. Поначалу ведь никто не ожидал большого успеха. И критические замечания были в адрес. Не все сразу определили, что такой будет успех. И потом приходилось допечатывать».
Сейчас подлинные версии Гайдаевского кино хранятся вот в таком виде – в специальных частевых коробках рядом с другими шедеврами классики и редкими документальными лентами.
Екатерина Пешкова, корреспондент: «Интересный факт – вес вот такой одной частевой коробки составляет около 5 килограммов. Здесь находится 300 метров пленки. И этого хватает примерно на 10 минут экранного времени. Получается, что вес «Бриллиантовой руки» составляет 50 килограммов».
Есть в нашем городе и люди, которым лично приходилось встречаться с мэтром. Несмотря на то, что сам Леонид Иовыч провел небольшой отрезок своего детства в Чите, Андрею Шаронову, в то время молодому забайкальскому режиссеру, в 1982 году довелось встречать Гайдая в Москве на премьере фильма «Влюблен по собственному желанию».
Андрей Шаронов, специалист Забайкальской государственной кинокомпании по оцифровке кинофонда: «Первый ряд. Я сижу. Присел. Вдруг смотрю: какой-то дядька такой высоченный заходит. Он высокий, худой. Раз – садится рядом со мной. Посмотрел… Что-то лицо знакомое. Потом смотрю: «Леонид Иович?». Да! Но потом начался показ этого фильма. Он смотрел, что-то хмурился, кое-где смеялся, фыркал. Ну то есть он оценивал работу другого человека».
Сегодня Андрей Шаронов работает с пленкой так же, как когда-то Гайдай. Современные оцифрованные версии фильмов, отмечает он, несомненно, помогают сохранить в нашей памяти шедевры советских времен. Но профессионалы знают точно, что электронные носители не только урезают качество в несколько раз, но и не дают возможности оценить задумку автора полностью. Чтобы увидеть великое кино «вживую», пленку сначала необходимо «полечить», заменив и подклеив поврежденные участки, увлажнить специальным раствором, и затем запускать проектор. Фильмы Леонида Гайдая обладают особым свойством. Их магия настолько велика, что способна моментально покорить любого, кто окажется у экрана.
Екатерина Пешкова, Сергей Миртов, Антон Носов