С 1 января 2020 года в Забайкальском крае в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» идет активное развитие дополнительного образования детей. По соглашению министерства образования с администрацией города Читы для успешной реализации проекта создан муниципальный опорный центр по поддержке дополнительного образования, функционирует общедоступный навигатор. А значит, наряду с традиционными занятиями, детям становятся доступны и новые направления.
Тренер Лариса Попова сначала много лет сама обучалась, теперь все свое время посвящает занятиям с детьми. Расслабиться юным спортсменам некогда. Тренировки как минимум три раза в неделю по полтора часа, и ежедневно для тех, кто регулярно участвует в соревнованиях.
Лариса Попова, педагог дополнительного образования дома детского творчества №2 г.Читы: «Это контактный вид каратэ. Но в первую очередь мы, конечно, воспитываем личность, чтобы ребенок был гармонично развит, физически развит, духовно развит, воспитан. Прививаем самодисциплину, чтобы ребенок успевал всё, отстраивал режим дня, успевал и в школу, и на тренировки и, естественно, укрепление здоровья. Но в первую очередь, конечно, воспитываем личность, а будет он еще спортсменом, ну хорошо, если будет спортсменом».
Стремление к достижениям у детей не отнять. Несколько раз они принимали участие в первенстве мира в Токио. После введения санкций воспитанники Ларисы Поповой стали выезжать в Белоруссию, где в апреле заняли несколько призовых мест. В числе победителей Ангелина Попова. Каратэ девочка занимается с двух лет, а сейчас ей уже 12.
Ангелина Попова, ученица школы №26: «(Ты устаешь на тренировках? – вопрос корреспондента) Иногда да, бывает сложно. Связки отрабатываем долго, надо же их отрабатывать хорошо. (Каких успехов ты добилась? – вопрос корреспондента) На разных соревнованиях занимаю разные места. В Белоруссии первое место заняла. В Японию я ездила, не получилось у меня занять место».
В Чите сегодня работает более тысячи программ по физкультурно-спортивному, социально-гуманитарному, художественному, техническому, естественнонаучному и туристско-краеведческому направлениям. Это занятия по душе или даже с прицелом на будущую профессию.
Мария Голованенко, ведущий специалист комитета образования администрации г.Читы: «Занимается у нас в учреждениях дополнительного образования по дополнительным общеразвивающим программам 30 тысяч детей – это 52% детей от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Если смотреть на развитие дополнительного образования, вовлечения детей в систему допобразования, то, конечно же, у нас расширился спектр тематических программ дополнительного образования в соответствии с запросом ребенка и родителя. Создана высокотехнологическая инфраструктура на примере таких учреждений как школа №35, где есть школьный кванториум, и гимназия №21, там функционирует IT-куб».
Кванториум в 35 школе открылся вместе с самим учебным заведением и сразу стал популярен среди учеников, которые нацелены на изучение современных технологий.
Артем Бакшеев, педагог дополнительного образования школы №35: «Дети занимаются изучением лазерных технологий, аддитивными технологиями, то есть 3D моделирование, и в дальнейшем переходим на фрезерные станки и на электронную пайку компонентов. Это им очень интересно, особенно, когда они впервые видят, как работает 3D принтер, что они могут создавать и свои игрушки, и какие-то брелки, или просто материалы. Глаза загораются у них сильно».
Михаил Матросов, ученик 5 класса: «Меня заинтересовало делать роботов. (Чему ты научился уже? – вопрос корреспондента) Программировать и немножко собирать их».
Данила Журавлев, ученик 5 класса: «Это первоначальный робот, мы подключаем датчики света, чтобы, когда мы их подключим, запрограммируем, чтобы он ехал по черной линии, и чтобы останавливался возле нее, когда приедет на то место, которое ему было задано».
В школьном кванториуме 6 лабораторий, здесь занимаются 200 детей. Еще 400 учеников 35-й школы увлечены спортом, для них открыты 16 также бесплатных секций.
Надежда Русакова, директор школы №35: «Очень много у нас кружков по интересам, например, театральная студия, волонтерский отряд, хор «Камертон», школа безопасности, юнармия».
Занятия в «Школе безопасности» доступны детям со всего города. К их услугам навыки начальной доврачебной помощи, альпинистская и туристическая подготовки, пожарно-прикладной спорт. Даже девочки, после нескольких месяцев тренировки, без страха могут забраться на высоту в шесть с половиной метров.
Дарья Бычкова, ученица 8 класса: «Это интересно очень, экстремально. Просто интересно тренироваться. Спорт люблю. Сейчас это хобби. Возможно, потом во что-то и перерастет».
Александр Косцов, педагог дополнительного образования школы №35: «Дети получают навыки спасателей и занятия у нас в принципе проходят, потому что мы работаем совместно под кураторством главного управления МЧС по Забайкальскому краю. Нам помогают и специалисты СВЧ, помогает спасательный отряд Читинский, и практически процентов 30 сейчас работающих в спасотряде спасателей – это бывшие наши воспитанники, которые выбрали такую дорогу».
Азы профессии, связанной с лесом, доступны учениками школы №16. Оборудование для целой лаборатории кружок «Школьное лесничество» получил по программе «Успех каждого ребенка». Педагог Юлия Потапова учит детей проводить анализ почвы, взятой на конкретных участках. И уже на этом этапе школьники понимают, насколько это важно.
Юлия Потапова, педагог дополнительного образования центра детско-юношеского туризма и краеведения г.Читы: «Конкретно сегодня продемонстрируем пробы, которые мы отобрали в питомнике Сивяково, а перед этим в Верх-Читинском питомнике отбирали, проводили анализ с последующими рекомендациями для лесников – что можно улучшить в этой почве и нужно ли улучшать вообще. Это у нас непосредственная связь с практикой».
Ирина Ферманюк прошедшим летом уже применила полученные знания и помогла своим родителям на даче.
Ирина Ферманюк, ученица 10 класса школы №16: «Я смогла высадить малину, потому что я сделала анализ почвы вместе с преподавателем. Мы выяснили, что не хватает каких-то микроэлементов и, купив удобрение или сделав его сама, я смогла вырастить неплохой урожай».
В 44 школах из 52 сегодня работают театральные студии. Одна из первых была создана 31 год назад в школе №5 известным в Чите педагогом по актерскому мастерству Марией Скрябиной. Сейчас её дело продолжает ученица Александра Вальковец. Детей она не только знакомит с театральным искусством, но и помогает познать самих себя.
Александра Вальковец, руководитель театральной студии «Школяр» школы №5: «У младших работа построена на игре. Играя, мы творим, создаем, пытаемся понять, на что мы способны, то есть мы познаем заново свое тело, учимся ходить. Приходя в театр, даже студенты приходят учиться в театральные вузы – мы учимся заново дышать, заново слышать, заново видеть, потому что это все по-другому. Они раскрывают себя. Мы учимся делиться друг с другом мыслями, идеями, фантазиями своими».
Вместе дети разного возраста учатся общению в творческом коллективе. Ученики постарше уже заряжены на успех в будущем.
Даниил Зябликов, ученик 5 класса: «Мне нравится выступать перед зрителями, на сцене выступать, чтобы привлечь внимание, не сидеть в сторонке. Я играл в роли зайца, играл в роли колобка, хотелось сыграть какого-нибудь полицейского. Может в будущем это будет моей профессией».
Валерия Кудрина, ученица 5 класса: «Когда мы ходили в театр вчера, я смотрела и у меня замирало сердце, потому что я знаю, как это тяжело работать на сцене. Актерское мастерство оно же всегда помогает в любой профессии и в любой ситуации».
Руководители хорового коллектива «Песенка-чудесенка» гордятся своими выпускниками, которые поступили в музыкальные школы и уже на более профессиональном уровне развивают свои вокальные данные. А начался это путь здесь – в детском саду № 86. Эти занятия тоже проводятся по системе дополнительного образования.
Галина Леонова, музыкальный руководитель детского сада №86: «Занимаемся мы в рамках «Навигатора» и шестой год уже ведем такую работу. Это вокально-речевые навыки, то есть мы учимся и рисовать голосом, используем разные методики. Начинаем с простых речевых упражнений, а потом переходим к владению голосом. Все это постепенно происходит».
Ольга Горковенко, музыкальный руководитель детского сада №86: «Наши номера в дальнейшем уходят на конкурсы. Во Всероссийском конкурсе весной мы заняли 1 место».
Творчество и спорт соединились на занятиях по фитбол гимнастике. Они проводятся в этом же детском саду. Самые активные дети совмещают фитбол с пением в хоре и получают двойное удовольствие и пользу.
Светлана Мальцева, инструктор по физкультуре детского сада №86: «Благодаря фитбол-гимнастике у детей развиваются двигательные способности, творческие, музыкально-ритмические. Но, конечно, самое главное, у них формируется навык правильной осанки».
Чита вошла в проект по созданию новых мест дополнительного образования, это позволило привлечь еще более двух тысяч детей. Основная же задача – охватить внешкольными занятиями 76 процентов юных читинцев от 5 до 18 лет.
Екатерина Станиславская, Антон Носов, Александр Смирнов