Поиск

Строительство троллейбусной линии на Каштак на финишной прямой: запустить маршрут обещают в ноябре

28 октября 2022

Строительство троллейбусной линии на Каштак вышло на финишную прямую. Когда обещают пустить первые троллейбусы и какой номер будет у нового маршрута - в спецрепортаже Анастасии Сизиковой.

Работа без выходных: около 30 человек задействованы сегодня в строительстве линии на Каштак, реконструкции подстанции, переоборудовании разворотного кольца на горбольнице и сооружении разворотного кольца в Северном на депо. Такая масштабная работа напоминает те времена, когда троллейбус был впервые запущен в Чите.

Анатолий Воротынцев, ветеран труда, почетный работник горэлектротранспорта Читинской области: «Приехали сюда, мы в октябре приехали. Еще депо не готово было. Мы здесь на стройке помогали. Мусор убирали, ну что могли делать. Помогали тут строителям, готовили всё, в темпе все делалось, бегом. Торопились, тут контактники контактную линию тянули. Там какие-то были и наши, и прикомандированные. Перед пуском, когда уже линия была готова – мы же все были молодые, опытных всего было 5 человек с других городов – обкатывать все и во вторую, и в первую смену. Мороз, но настроение- то у всех хорошее же».

Сейчас настрой в троллейбусном депо, как и 50 лет назад, позитивный. Старта строительства масштабного проекта, который ранее существовал только на бумаге, ждали десятилетиями.

Денис Ишенин, директор троллейбусного управления: «Конечно, это, можно сказать, историческая веха в жизни города Читы. Кроме этого у нас, в связи с этой линией, будет реконструирован, отремонтирован диспетчерский пункт «Гор.больница». Устроено разворотное кольцо для отстоя троллейбусов, также дополнительно будет устроено 10 остановочных пунктов, в связи с троллейбусной линией. Ну это, безусловно, поможет жителям поселка Каштак получить качественный, надежный транспорт, улучшит транспортную доступность для населения».

Важное значение проекта отмечают и городские власти. Для них – это очередное выполненное обещание. Теперь для жителей крупного поселка Каштак не будет проблемой без пересадок уехать в центр города.

Александр Сапожников, руководитель администрации Читы: «Очень важный проект, про него уже говорили более 40 лет в Чите, что нужно троллейбус всё-таки запустить в поселок Каштак, но настойчивым решением нашего губернатора Александра Михайловича Осипова он уже воплощается в жизнь».

А ведь за словами протянуть «линию на Каштак» скрывается огромный труд нескольких бригад, например, вот эта барабан весит 1,5 тысячи кг, на неё намотан стальной тросс, его ушло практически 13 км, чтобы троллейбус поехал до Каштака. А вот этот золотистый провод называется контактным – барабан с ним весит уже 3,2 тысячи кг. В депо уверяют, участок от разворотного кольца в Каштаке до депо уже практически готов.

Денис Ишенин, директор троллейбусного управления: «В целом это позволит нам получить линию, которая увеличится на 4,4 км, то есть у нас продляется маршрут №1, сейчас он «Троллейбусное депо – Гор.больница», а будет «Каштак – Городская больница».

Уже привычная единица поедет совсем скоро через весь город в Каштак. При этом утром она будет выходить в двух направлениях одновременно: в поселок и в центр, чтобы на обоих концах маршрута люди могли одинаково быстро дождаться транспорт.

Денис Ишенин, директор троллейбусного управления: «Все жители знают, что троллейбус всегда придет вовремя. Мы стараемся работать над качеством обслуживания пассажиров. Естественно, он более вместительный, чем маршрутки. Все это знают. Тем более новые троллейбусы, там очень много новшеств для пассажиров, в том числе и медиасистема, различные USB-розетки и так далее. Ну и в целом, более комфортный транспорт, чем маршрутки. В транспорте и автобусов, и троллейбусов везде есть безналичный расчет. В том числе и можно рассчитаться транспортной картой».

А когда-то оплата происходила только наличкой, как в маршрутках сейчас, например.

Анатолий Воротынцев, ветеран труда, почетный работник горэлектротранспорта Читинской области: «Вот у меня кондуктор была Денисова. Ну пятаками же платили. Представьте сколько перевозили за один раз. Она у меня больше 25 рублей в один конец набирала. Это теми деньгами, по 5 копеек. Ну и обилечивать-то сами знаете как. Она там, а пассажиры там. Вот бывает: «Ну-ка, Толя, открой дверь заднюю, я туда проскачу». Ей откроешь на остановке она проскочет тех обилетить, потому что так пройти не могла».

500 человек в одну сторону - о комфортной посадке раньше речи тоже не шло. Люди набивались в троллейбус, что называется, как «селёдки в бочку». И выходили из него без пуговиц, шапок и шарфов, настолько плотно приходилось стоять рядом друг с другом.

Анатолий Воротынцев, ветеран труда, почетный работник горэлектротранспорта Читинской области: «Но народу было, у нас вот самые основные заявки на троллейбус, когда начали работать – это неисправность дверей. Битком набивались, двери прямо выламывали. Сейчас такого нет, они полупустые ходят, как-то свободно люди себя чувствуют. Ну никакого сравнения, конечно. Никакого. Они сейчас раздетые, в рубашках ездят. А мы, кто в чем мог. Мы в валенках ездили, холодно было. Вообще холодрыга».

Сегодня троллейбус – это комфортный транспорт и для водителей, и для пассажиров. Когда зимой на улице минус – внутри всегда стабильный плюс. Это важно, когда продрогший заходишь с мороза в тепло.

Валерия Богданова, житель Каштака: «Инфраструктура по городу разная и доступ разный, поэтому на маршрутках не всегда удобно доехать. Иногда удобнее, допустим, без пересадок сесть на троллейбус и доехать спокойно. Не мерзнуть нигде по пути. Сейчас тем более зима, очень кстати».

При этом Валерия признается, проблемы с транспортом действительно есть в Каштаке, жителей много, а маршрутки не всегда справляются с большим поток желающих уехать в город.

Валерия Богданова, житель Каштака: «Если бы, допустим, 3-ка ехала по маршруту троллейбуса, то тоже было бы удобно. И опять же, количество троек сейчас, я смотрю, сократилось. И другие маршруты тоже, жители жалуются. 35-ый, еще там какой-то. Очень долго перерыв у них. А троллейбусы – мы привыкли, что гораздо чаще они ездят и по времени».

Рады скорому появлению единицы на Каштаке и читинцы, проживающие в центре города, они тоже считают, что у троллейбуса есть особые преимущества перед другим транспортом.

Житель города Чита: «Троллейбусная линия в любой район города – это было бы вообще замечательно. Это экологичный транспорт. Меньше автобусов, меньше выхлопа. Соответственно, дышать нам всем легче будет».

В этом же уверены и в троллейбусном управлении. Во-первых, машина перевозит значительно больше, чем стандартный транспорт – во время часа пик один троллейбус может вместить 100 человек одновременно, представьте сколько машин и маршруток он сможет заменить? Более того, он работает на электрической тяге, а значит выхлопов и вредных газов попросту нет.

Денис Ишенин, директор троллейбусного управления: «Безусловно, это исторический момент. Конечно, долгожданное событие для нашего города, потому что об этом говорили десятилетиями, можно сказать. Благодаря губернатору, руководителю города, усилиям, которые позволили найти финансы для обеспечения строительства этой линии. Потому что она реализуется по проекту «Экология», программа «Чистый воздух», это идет развитие экологически чистого транспорта – троллейбусов. В рамках этой программы мы кроме того приобретаем и троллейбусы и строится троллейбусная линия до Каштака».

Естественно, новый маршрут – это новые пассажиры. А значит, и транспорт нужно будет купить новый.

Денис Ишенин, директор троллейбусного управления: «Мы планируем увеличить количество подвижного состава, потому что с увеличением длины линии, соответственно, чтобы нам сохранить интервал, будет увеличено количество машин до 26. В настоящее время 20 машин единиц ходит. Понятно, что потребуются дополнительно и водители, и кондуктора, чтобы обслуживать эту линию».

Еще шесть единиц в плане. Итого их будет 26. Несколько символично, потому что во время запуска троллейбусов 50 с лишним лет назад по Чите курсировало всего 26 машин. А теперь их будет столько лишь на одном маршруте. Кстати из этих 26 - троллейбусом под номером 22 управлял Анатолий Алексеевич.

Анатолий Воротынцев, ветеран труда, почетный работник горэлектротранспорта Читинской области: «Водители всех транспортных средств нас уважали. Вот едешь, нам горит красный – ему зеленый. Он останавливается, машет «проезжай, проезжай». Они еще не понимали, кто преимущество имеет или так уж просто».

Естественно, перед первыми выездами с пассажирами все водители проходили обкатку маршрута, привыкали к нему. Анатолий Алексеевич признается, практику проходили тогда еще совсем молодые водители в другом городе. В Чите пришлось привыкать к дороге вновь.

Анатолий Воротынцев, ветеран труда, почетный работник горэлектротранспорта Читинской области: «Ну а потом, когда народ пустили тоже – дети с нами катались. Короче город был в настроении в таком хорошем. Ну пустили потом. Кто с кондукторами выезжали, уже кондукторов понабрали, ну кондуктора обычно уже были опытные, с автобусного к нам перешли. Много женщин было. Кто с кассами».

Процесс оплаты за проезд тоже имеет свою историю: сначала в троллейбусах стояли вот такие кассы. В музее троллейбусного депо сохранились их уменьшенные макеты. Потом абсолютно во всех троллейбусах начали работать кондукторы. Контролеры выходили на линии. Сейчас опять вернулись к системе оплаты, которая не требует участия человека. Правда, кассы возвращать не стали – платить можно картой в одно касание. Да и вообще троллейбусное управление за 52 года своего существования изменилось сильно.

Денис Ишенин, директор троллейбусного управления: «На настоящее время у нас уже полностью реконструирована тяговая подстанция, заменено устаревшее оборудование на новое. Более энергоэффективное. Также у нас проложено 10 км кабельных линий низковольтных для питания контактной сети, ну и сама контактная сеть в настоящее время строится. Участок от разворотного кольца в Каштаке до депо уже практически готов. В настоящее время реализуется долгожданный проект, можно сказать, мечта многих поколений читинцев, которые ждали эту линию, надеялись, что она всё-таки будет и реализуется».

А ждать осталось совсем немного, около месяца – и жители Каштака получат экологически-безопасный и вместительный транспорт. Прямо сейчас ведутся работы по присоединению линии на поселок к основной, уже существующей.

Александр Сапожников, руководитель администрации Читы: «Я думаю, скоро троллейбус пойдет до Каштака и жители это ощутят, увидят – это очень удобно. Очень удобно. Все-таки жителей очень много на данной территории. Это у нас и дачные кооперативы там рядом, и поселок Каштак, где очень много населения живет. Ну и по пути, конечно, следования, это у нас по Красной Звезде-улице, и улиц пересечение Липатова-Красной Звезды, и он пойдет дальше троллейбус».

Останется обкатать маршрут, отшлифовать все шероховатости. На вопрос «А нужен ли троллейбус в Каштаке?» ветеран труда, проработавший более 40 лет на предприятии, отвечает с уверенностью.

Анатолий Воротынцев, ветеран труда, почетный работник горэлектротранспорта Читинской области: «Нужен. Обязательно нужен. Ну че на газелях, я вот посмотрю, как люди…у меня вот жена, я на даче, жена вот эту маршрутку всё ждёт-ждёт. Приедет – так и ещё и может не войти. Это свободно – сел, оплатил, да и сядешь, до места доедешь нормально. Троллейбус обязательно нужен. Да и регулярность больше в троллейбусах. Мы же всё-таки по времени работаем, по минутам. Вся жизнь, вся работа по минутам».

Анастасия Сизикова, Сергей Миртов, Анатолий Тюльнев, Антон Носов