Конфликты в школе или на улице - явление неизбежное. Подростки учатся отстаивать и защищать свою точку зрения и принимать чужую. Совсем другое, когда конфликты становятся систематическими и перерастают в травлю. Как выявить буллинг и как ему противостоять – на пять вопросов отвечает педагог-психолог центра «Семья» Дарья Петина.
Как рассказала Дарья Петина, определить, что ребенок подвергается насилию со стороны сверстников можно по типичным поведенческим признакам.
«Когда ребёнок отказывается ходить в школу без каких-либо видимых причин, когда ребёнок выбирает какие-то длинные пути, чтобы добраться до школы и из школы домой, и родители это замечают. Когда ребёнок начинает замыкаться в себе, тоже, казалось бы, без видимых причин. Когда ребёнок начинает вести себя возбуждено, агрессивно. Каких-то прямо явных сложностей родитель сразу не отмечает у ребёнка. То есть это чаще всего именно нежелание ходить в школу, иногда появляются ссадины и синяки непонятного характера, у ребёнка исчезают карманные деньги. Но он не говорит, не может сказать, куда они исчезают. У ребёнка рвётся одежда, портятся вещи», - отметила педагог-психолог центра «Семья».
По ее словам, предотвратить буллинг можно.
«Буллинг можно предотвратить просто тем, что не принимать его взрослым людям. То есть буллинг – это в первую очередь проблема взрослых. Если взрослые люди позволяют буллинг, не в прямом смысле, что обижайте всех детей в подряд, но, если мы, как взрослые люди, где-то в своём уме, в своей голове, думаем о том, что буллинг ну почему нет, такое возможно, может быть кто-то даже от этого научится жизни, станет более опытным из детей, и соответственно мы вот так игнорируем, если мы знаем, что он есть. Если нет однозначной чёткого представления в голове взрослого о том, что это невозможно и нельзя ни при каких обстоятельствах, то тогда буллинг возможен. Если же взрослый чётко понимает, что это просто не приемлемый вариант поведения и пресекает его на первых порах, то есть, если я вижу, что ребёнка обижают где-то на улице, где-то в школе, во дворе, я заступаюсь, говорю о том, что этого делать нельзя ни в коем случае. И это систематически, тогда буллинг можно предотвратить», - добавила Дарья Петина.
Педагог-психолог центра «Семья» также рассказала, как научить ребенка противостоять задирам.
«Если мы говорим про психологическое насилие, когда задирают, обижают, вербально так сказать ребёнка, то безусловно здесь очень важно с ребёнком обсуждать о том, как можно реагировать в случаях, когда тебя обижают. Ну то есть можно отреагировать с юмором. Можно отреагировать нейтральным ответом, который не позволит обидчику дополнительно какие-то вопросы и издевательства найти. Обязательно показывать пример. Собственный пример ребёнку. То есть для того, чтобы научить ребёнка эмоционально не реагировать на то, когда тебя обижают вербально, нужно показывать самому родителю, взрослому, как это делать. Это для такого самоанализа родителя. Если я считаю, что мой ребёнок не умеет отвечать на обиды вербальные, то нужно посмотреть на себя. А как я реагирую, когда меня обижают. Я как родитель, как себя веду», - уточнила Дарья Петина.
По ее словам, если конфликт разовый, то с этим чаще всего дети справляются сами. Но если коллектив уже начал гнобить ребёнка, начался буллинг, то в таком случае необходимо включаться родителю.
«Если мы говорим про ребёнка, то, наверное, в 99% случаях буллинг решить самому ребёнку очень сложно. Взрослым, родителям с педагогами, с классным руководителем это сделать возможно. Ну естественно в самых уже затянувшихся, сложных случаях, конечно, необходимо привлекать специалистов. Но в целом, если только на начальных этапах буллинг начинается, если взрослые грамотно отреагируют, они могут самостоятельно его разрешить», - добавила педагог-психолог центра «Семья».
Также специалист рассказала, как разрешить ситуацию с насилием со стороны сверстников.
«Во-первых, это включение всех участников взрослых в эти отношения. То есть и родители жертвы, того, кого обижают, и родители буллера – тот, кто обижает, агрессор. Это обязательно включение педагогического коллектива, классного руководителя однозначно. Психолог туда включается. Вообще есть специальные программы психологической помощи в буллинге. Ну то есть я не буду в частности уходить, но, то есть там психолог работает и с жертвой, и с агрессором. Причём программы направлены не на то, чтобы искать, кто виноват, а кто прав, а на то, чтобы ребёнка жертву включить в общий коллектив, а этот коллектив включить, как некую такую поддержку для ребёнка. И для этого, нужно опять же определённые проведение мероприятий, консультативных бесед. Классный руководитель должен проводить различные классные часы по обсуждению буллинга напрямую, о том, что это неприемлемо. И спрашивать ребят, каким образом этот вопрос можно разрешить. Чаще всего дети умеют давать правильные ответы, просто мы не всегда их слушаем на самом деле».