Федеральная антимонопольная служба России направила запросы крупнейшим маркетплейсам о ценах на армейскую экипировку. Тем временем в Чите сотрудники минэкономразвития региона проводят рейды по магазинам, чтобы выявить случаи повышения цен на товары, которые пользуются спросом у мобилизованных. Какими были итоги проверки и остались ли востребованные спальники и рюкзаки в наличии – узнавала Анастасия Сизикова.
Термобелье, фонарики, походные сидения с витиеватым названием «Каремат», перчатки тактические и химические грелки – эти и другие товары буквально пропали с полок ряда магазинов в Чите в первые три дня после объявления о частичной мобилизации. Одновременно с дефицитом товаров покупатели начали жаловаться на спекуляцию.
Денис Рысев, заместитель министра экономического развития Забайкальского края: «Магазины сейчас занимаются пополнением своих запасов, обращаются напрямую на фабрики. Фабрики, действительно, загружены очень многие. В ближайшее время, наверное, ну не сразу пополнится этот ассортимент. Увеличения каких-то цен мы не увидели. Наоборот даже, многие магазины даже цены снижают».
Какая стоимость на армейскую экипировку будет в следующем поступлении – никто с уверенностью сказать не может. Однако сейчас продавцы рассказывают о недавних переоценках – на ряд товаров цены остались на прежнем уровне, а некоторые даже подешевели.
Антон Балашов, продавец магазина туристических товаров: «Цены менялись вниз наоборот. У нас как бы руководство снизило цены на термобельё и носки. Переоценку вот я лично делал. Ну как бы нормально так снизили. А вверх у нас не было наценки вообще никакой. Слышал, что магазины повышали цены, но у нас такого не наблюдалось».
Хотя такая ситуация наблюдается не везде. Продавцы, консультанты и владельцы магазинов специализированных товаров постоянно следят за ценами друг у друга. Однако вслед за коллегами не торопятся менять прайс.
Павел Бизин, предприниматель: «В городе, в одном из магазинов с гремящим названием цены подняли на футболку до 1200, а потом уже даже и до 1400. Я считаю, это не совсем адекватно. В такой ситуации нельзя искусственно повышать цены, то есть, есть товар – лучше его продать и говорить, что его нету, чем искусственно повышать и искусственно зарабатывать. Это непорядочно, я считаю».
Павел признается, проблемы появляются даже там, где их раньше не было. Так, попытавшись договориться с транспортной компанией о разгрузке в ночь, чтобы как можно быстрее пополнить ассортимент в магазине с утра, предприниматель получил отказ. Сейчас пользуется услугами авиадоставки. Но всё равно, ряд товаров, например, костюм «Горка», появится в свободной продаже только к концу месяца.
Анастасия Сизикова, корреспондент: «С первого взгляда может показаться, что товаров в магазине достаточно, однако то, что необходимо в первую очередь уже раскупили: это налокотники, спальники и рюкзаки».
Кроме повышенного спроса и нестабильной ситуации с поставками, в магазинах отмечают и особый эмоциональный настрой покупателей. Он в большей степени пессимистичный. Иногда за покупками идут заблаговременно, еще до получения повестки.
Светлана Калашникова, менеджер магазина спецодежды: «Ну мужчины приходят более уверенные, женщины, конечно, расстроенные, некоторые, кто родители, так вообще на взводе. Ну переживают, каждый переживает за своего ребенка».
Это переживание выливается в то, что люди готовы тратить примерно 25-30 тысяч рублей на непредвиденные покупки. Все для того, чтобы мобилизованные ощутили хоть какой-то комфорт.
Денис Рысев, заместитель министра экономического развития Забайкальского края: «Мы пообщались с покупателями, продавцами. Приходим к выводу, что в основном люди все-таки сами по своей инициативе закупают эти товары, то есть, если есть какие-то пожелания от командования, то мы таких случаев здесь не увидели».
В минэкономе также отметили, что сейчас идет работа с местным производителем над увеличением объемов производства собственных, забайкальских товаров.
Анастасия Сизикова, Антон Носов