В продолжение темы финансирования научных грантов в Забайкалье. На этот раз наша съёмочная группа отравилась к учёным из ЗабИЖТ. Они уже несколько лет работают над возможными способами переработки крупнотоннажных отходов, которые в нашем горнорудном крае производятся промышленностью миллионами тонн ежегодно. В будущем этот производственный утиль может пойти на ремонт дорог, устранение ям, засыпку дамб и не только, главное отличие от сегодняшних технологий - это экологичность.
Впервые за много лет Забайкальский край присоединился к грантовой поддержке научно-исследовательских работ от Российского научного фонда. Среди них — фундаментальные и поисковые научные исследования, которые много лет были только на бумаге, воплотить их не хватало средств. Однако теперь край начал цвести в научной сфере. Учёные Забайкальского института железнодорожного транспорта исследуют получение экологически безопасных дорожно-строительных материалов. В основу ляжет переработка отходов от добычи полезных ископаемых на предприятиях горнопромышленного и топливно-энергетического комплексов края.
Наталья Коновалова, научный сотрудник научного бюро ЗабИЖТ инжинеринг: «Данные материалы могут применяться в области дорожного строительства, автомобильной, железной дороги, фундамент площадки различного назначения. Материалы экологически безопасны, это подтверждается методами биологического тестирования».
Так называемый дорожный грунтобетон, который и получается после переработки отходов промышленности, будет экологичнее и дешевле, но при этом и гораздо прочнее и качественнее привычного асфальта. Благодаря выделенным средствам в размере полутора миллионов рублей на этот год удалость поставить первый и сразу удачный эксперимент. На территории вагоноремонтного депо положили небольшой слой асфальта с добавлением новых технологий.
Павел Панков, старший научный сотрудник ЗабИЖТ: «Было использована стабилизирующая добавка «элемент», которая была разработана в Забайкальском институте железнодорожного транспорта, мы планируем площадку мониторить, то есть осенние, весенние, зимние, летние периоды. На самом деле это хорошее основание под покрытие различного материала».
Работники депо по достоинству оценили новый материал и уже используют его по назначению, а именно – хранят запасные детали для ремонта поездов, поскольку по требованиям они не могут размещаться на песке или земле.
Алексей Матюшин, главный механик вагоноремонтного депо города Читы: «У нас хранение производилось на земле, что не положено по экологическим нормам. Сейчас Забайкальский институт железнодорожного транспорта сделали проект этой площадки и вот вы сами видите, что хранение запасных частей вагонов хранится уже на данной площадке».
Также результаты исследования могут быть применены в транспортной стратегии России вплоть до 2030 года, а это значит, что переработанные отходы могут стать частью строительного материала дорог. Прогресс не за горами.
Григорий Онипер, Антон Носов