Минута молчания и возложение цветов. Сюда приходят, чтобы не забывать и никогда не повторять ошибок истории. На Мемориальном комплексе у села Смоленка сегодня прошел митинг, посвященный памяти жертв политических репрессий. О том, что значит этот день для жителей Читы, расскажем в нашем следующем сюжете.
Обычно летом здесь тихо. Слышно только, как шумят деревья и стрекочут кузнечики. Но каждый год 9 августа это место, где в конце 30-х было расстреляно более 12 тысяч человек, на мгновение оживает. В День памяти жертв политических репрессий сюда приезжают те, кто потерял своих близких, и те, кто верит: эту историю нельзя забывать.
Александр Лыцусь, краевед: «Три машины ежедневно, по сути дела, приезжали сюда, в машины помещалось по 75 человек. Заранее были вырыты ямы 5 на 5. И туда по 50 человек складывали. Не сваливали, а складывали. Чтобы ровненько было, чтоб больше вместилось. И это продолжалось на протяжении по сути дела полутора лет».
Массовые репрессии оставили неизгладимый след в истории многих забайкальских семей. Среди них и чета Кожиных. Они переехали в краевую столицу 6 лет назад и с тех пор ежегодно приезжают сюда, чтобы почтить минутой молчания не только своих родственников, но и всех, кто захоронен здесь.
Николай Кожин, внук репрессированного: «Мой дедушка, Кожин Николай Афанасьевич, был расстрелян в 1938 году. Арестован, значит, по документам ФСБ, которые буквально в прошлом году я получил. Обратился когда, сразу сделали всё официально. 1 февраля арестован, 17 – допрошен, а 3 марта расстрелян. По всей вероятности – да, где-то здесь».
Подобные памятные даты есть далеко не во всех городах страны. Да и в Забайкальском крае, по словам краеведов, насчитывается около 10 мест, куда можно прийти и поклониться своим предкам, пострадавшим в ходе политических репрессий. Но в Чите при участии городской администрации такой митинг проводится ежегодно.
Александр Сапожников, руководитель администрации городского округа «Город Чита»: «Это память, память, которая в наших сердцах. И то, что я вижу, что каждый год вы сюда приезжаете с внуками, со своими сыновьями и дочерьми, это говорит о том, что мы помним и передаем из поколения в поколение ту память, ту историю, которая у нас сложилась».
Постепенно усилиями общественников расширяется и облагораживается мемориальный комплекс. Однако у родственников погибших в те далекие 30-е годы есть еще одна просьба, они мечтают, чтобы в черте города, а не за его пределами, появилась мраморная стена памяти, где будут навечно высечены имена всех, кто был осужден и расстрелян, порой без всякого суда и следствия.
Екатерина Пешкова, Анатолий Тюльнев