Нерчинск с самого своего основания славится не только своими живописными пейзажами и уникальными купеческими домами, но и наличием каторги, на которой заключенные своим трудом покрывали свою вину перед обществом. Спустя века каторжный труд канул в лету, заключенных больше не принуждают к труду насильно. Осужденные сегодня работают в колонии исключительно по собственному желанию.
На территории центра трудовой адаптации исправительной колонии № 1 города Нерчинска нет свободного клочка земли. Все используется с пользой. Несмотря на то что есть теплицы, земля между цехами дополнительно засажена овощами. Колония обеспечивает саму себя. Полностью покрывая нужду не только в картофеле, которого выращивается около 140 тонн, но и в капусте, моркови и даже свинине. Работают и на заказ, выполняя заявки как от бизнеса, так и от государственных учреждений.
Сергей Чесноков, заместитель начальника ФКУ ИК-1 г. Нерчинск: «В центре трудовой адаптации у нас трудится порядка 140 осужденных. Организовано несколько у нас участков производственных, такие как станциях технического обслуживания, швейная мастерская, тепличные растениеводы хозяйство».
И это далеко не весь список. В колонии есть и своя столярная мастерская, которая изготавливает золотомывочные лотки. На территории собственной СТО ремонтируют двигатели, занимаются шпаклевкой и покраской кузова. Например, сегодня здесь реставрируют раритетный ГАЗ-63.
Сергей Чесноков, заместитель начальника ФКУ ИК-1 г. Нерчинск: «Работа организована так, что учреждение само выбирает те специальности, которые нужны, и уже подбирает под эти специальности людей. То есть, если у нас швейное производство, то необходимо людей трудоустраивать на это производство, но, как правило, люди в большей степени без образования, то есть мы специально их обучаем для этого».
Пошивочных цех в колонии особенный. Это единственное швейное производство в крае, которое имеет заключение Минпромторга на изготовление спецодежды из категории средств индивидуальной защиты. Тут шьют все, начиная от медицинских халатов, заканчивая робой для сварщиков. Во время пика пандемии ИК-1 занималась производством защитных костюмов для первой городской больницы.
Алексей Таскин, заключенный ИК-1 г. Нерчинск: «Давно уже у меня лежит в душе, что хочу научиться шить. То есть не просто что-то, а какие-то изделия. Ну и вот, научился. Горжусь даже тем, что могу принести пользу обществу».
Алексей мечтает как можно быстрее выйти по УДО и уже на свободе открыть свое швейное дело. Но, к сожалению, это скорее исключение из правил. Чаще всего осужденные, так и не сумев адаптироваться к нормальной жизни на свободе, вновь возвращаются обратно.
Даниил Ботвинский, Анатолий Тюльнев