Отношение к Титовской сопке у буддистов Читы свое, особенное. Тут каждое лето проходит праздник «Обоо Тахилган» - специальный обряд подношения белой пищи хозяевам местности. Собираются тысячи человек. Но мало кто знает, что у этого места есть смотрительница – Лариса Аюрова. Она убирается в молельном домике, проводит обряды и в свои 65 просит у хозяйки Титовской сопки – Айралжан, мирного неба без пороха.
Титовская сопка – это священное место для бурят. Тут каждое лето проходит праздник «Обоо Тахилган» - сотни буддистов со всех районов Забайкалья делают подношения белой пищи и просят благоденствия у хозяйки Титовской сопки – Айралжан.
Сюда приезжают и просто напитаться энергетикой, а 15 числа каждого месяца в полнолуние тут проходит молебен. Но мало кто знает, что у этого места есть смотрительница – Лариса Аюрова. Ее рабочий день начинается с того, что она открывать двери в молельном домике и впускает солнечный свет на радость небожителей. Затем молитва – не за себя, за всех жителей Забайкалья.
Лариса Аюрова, смотрительница: «Сюда входит вся Вселенная, вся Чита, весь Забкрай. Я вас очищала. Вместе с Титовской сопкой, Айралжан Хатан Эжы, вас от всяких невзгод защищаю, вас почистила, ваша аура уже почищена. По солнцу круг сделала».
Тут нельзя кричать, ругаться и грубить, ведь ты идешь сюда, чтобы успокоить душу, говорит она. Хранительницу этого места обязательно нужно «накормить» - угостить чаем, молоком и только потом просить о помощи. Лариса Аюрова уверенна, разговаривать с Айралжан нужно как с матерью.
Лариса Аюрова, смотрительница: «Вот какие-то неурядицы, а ее попрошу, накормлю – все сбывается. Главное надо захотеть, верить, душу вложить. Когда дождь идет или зимой глубокий снег для меня она как мать, она как будто бы дышит. А летом туман был густой, он же должен мирно плыть, а он дышал вместе с ней».
Сама женщина сейчас больше всего просит, чтобы поскорее закончилась специальная военная операция. Весной женщина ездила в Краснодарский госпиталь помогать раненым. Вместе с дочкой они каждый день готовили буузы, разговаривали с бойцами. А еще она помогла найти внука своей землячке. И бабушка наконец-то смогла услышать родной голос.
Лариса Аюрова, смотрительница: «Когда эта спецоперация началась, я была на пенсии, думала, что делать – дети выросли, внукам помогаю, а глобальный вопрос не решить. Невозможно было спокойно сидеть, что-то надо делать. Пусть меня не знают, я пенсионер, но мне надо что-то делать, чтобы душа успокоилась. Они как относились, как к матерям. Они как увидят… «мама!». (До сих пор не можете отойти? – вопрос корреспондента) И все будто как мои сыновья, мои сыновья. Многие вернулись. Моя землячка – бабушка под 80, мне позвонила, написала в вайбере и я нашла ее внука. Свой телефон дала этому Бато, внук раненный был, и с моего телефона он поговорил с бабушкой. Россия богатая страна, все богатые, нам что надо? Только надо мирное небо без пороха».
Валерия Афанасьева, Антон Носов, Евегний Нафигов