По закону инвалидам положено жильё, но чтобы получить его, приходится ждать годами, а то и десятилетиями. Вот и герой нашего сюжета – пенсионер-инвалид второй группы Николай Синяк больше 20 лет ждёт своей очереди, да только она не двигается. Мужчина уже начал терять всякую надежду, доживая свои годы в студенческом общежитии с чудовищными условиями для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Почему другим дают, мне нет? Этим вопросом 67-летний Николай Синяк задается уже больше 20 лет. Получить положенную по инвалидности квартиру для него оказалось настоящим испытанием. Ещё в 2001 году он впервые подал документы, однако их попросту потеряли, 5 лет назад он проделал всю процедуру снова, но очередь за эти годы сдвинулось несущественно - был 995, стал 871. И пока он ждет положенные по закону квадратные метры, приходится жить в общежитии, где нет никаких условий для людей с инвалидностью.
Николай Синяк, инвалид второй группы: «У меня федеральное общежитие, меня могут выгнать, другой хозяин придёт и выгонит отсюда, это же студенческая общага, могут выселить и всё, и пойдёшь под забор».
Такую тяжёлую судьбу Николай Синяк себе не выбирал, чёрная полоса началась ещё со времён службы в армии, там ему придавило обе ноги катком от бронетранспортера, после этого он был списан и получил свою инвалидность второй группы. Потом с роковой периодичностью начали умирать близкие люди, на тот свет ушли родители, жена и дочь. Последняя трагически погибла в автокатастрофе, после чего случился первый из трёх инсультов, что и подкосило его здоровье окончательно, парализована вся левая часть тела. Сейчас Николай с большим трудом передвигается по комнатушке и общежитию, а если надо на улицу, то берёт трость и преодолевает три этажа, что в его положении требует титанических усилий.
Николай Синяк, инвалид второй группы: «Нет у меня родственников, у меня один племянник, и то, машина цела - приезжает, а она у него постоянно сломанная».
Поэтому по дому ему помогают то неравнодушные соседи, то социальные работники. Прибираются в квартире, выезжают с ним в город, а остальное Николай делает сам - готовит, выбирается в магазин или в больницу. Год назад ему предлагали переехать в социальное учреждение в Нерчинске, но он отказался.
Николай Синяк, инвалид второй группы: «Предлагали инвалидный дом в Нерчинске, я отказался. Здесь хочу квартиру получить, потому что я тут вырос, все у меня тут похоронены».
А пока приходится ждать в комнатушке в 18 квадратных метров, с пенсией в 15 тысяч рублей, которой с трудом хватает, чтобы выжить. Николай не перестает принимать меры по скорейшему заселению в новую квартиру, пытался попасть во внеочередной список, но тогда ему как минимум нужно жить в аварийном доме, а как максимум поставить диагноз - хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми обостряющимися болезненными проявлениями.
Александр Григорьев, главный специалист администрации Черновского района: «К сожалению, общая очередь практически не продвигается ввиду всем известных причин - муниципальное жильё на сегодняшний день не строится. Учитывая возраст Николая Михайловича и состояние здоровья, хотелось бы рекомендовать обратиться в органы соцзащиты населения для размещения в специализированном учреждении».
Таких, как Николай Синяк, в городе и крае тысячи. Никто из них не придумал, что им должны дать квартиру, это написано в законе. Однако краевые власти, возможно, забыли про это, а может и не вспоминали, и теперь есть большой риск, что наш герой так и покинет этот мир в комнатушке общежития, не дождавшись положенного жилья.
Григорий Онипер, Антон Носов, Евгений Нафигов.