Картина «Школьный учитель» режиссера Николая Гадомского, главную роль в которой сыграл Юрий Торсуев, не попала в число призеров конкурса короткометражных фильмов Забайкальского международного кинофестиваля, однако собрала на премьерном показе аншлаг. 35-минутная лента стала настоящим подарком ко Дню города, то и дело возвращая зрителей в тыловую Читу 40-х и обратно в наши дни, с тревожными новостями из Донбасса.
Николай Гадомский, режиссер-постановщик фильма «Школьный учитель»: «Исполнитель главной роли в фильме «Школьный учитель» – Юрий Торсуев, оператор-постановщик – Евгений Харченко, так дети идите все сюда, кто снимался в классе, вы думаете, я помню, как всех вас зовут-то».
Команда короткометражного фильма едва смогла уместиться на одной сцене. За три коротких съемочных дня труппе актеров-любителей и профессионалов удалось изобрести настоящую машину времени.
Николай Гадомский, режиссёр-постановщик: «Получилось все и немножко больше. Вся моя задумка, которая была, - это рассказать о нашей Чите, а получилось так, что мы не только о Чите рассказали, мы рассказали о нашей Чите, как о звездочке на карте нашей большой великой героической страны. Вот так получилось».
Один и тот же город и такие разные поколения. Путешествия во времени за короткие 40 минут фильма не дают зрителю усомниться - урок нашей с вами истории будет продолжаться до тех пор, пока мы его как следует не усвоим.
Кадр из фильма «Школьный учитель»: «По мне так вообще эта патриотическая фигня уже давно не актуальна, вон посмотрите вокруг все на западном: вот телефон, брюки, машины. Все не наше, а на нашу сядешь, так куча проблем, а не езда. А что звание дают, дак за те заслуги, которые были давным-давно. Позавчера помнишь? Раненных привез - а там все молодые, салаги еще, жизни не нюхали…а уже там, на фронте воюют, они там фрица бьют. А я тут в тылу окопался. Гнида тыловая».
20 эвакогоспиталей в Чите и еще 30 по краю. В тылу захлебывались кровью, выхаживая солдат с передовой, сшивая и без того натянутые жилы тех, кто, не поднимая головы, трудился в цехах. Никаких декораций. Тот самый эвакогоспиталь в школе №3 вновь открыл свои двери благодаря художнику-постановщику. Переместился в пространстве, но не выпустил из рук фотоаппарат и наш коллега - Евгений Епанчинцев.
Евгений Харченко, оператор постановщик: «Школа №3 примечательна тем, что мы сначала сняли ее в обычном ее обличии - это у нас была современность, а потом наш художник –постановщик задекорировал ее под 40-ые годы. То есть они полностью перекрасили крыльцо, сложили целую кучу дров на входе, засыпали асфальт и бордюры песком - в кадре смотрелось как будто это 40–ые годы».
Кадр из фильма: «А жалко, кровь эту жалко, детишков этих жалко, матерей их жалко и детишков их не рожденных – тоже жалко».
Евгений Нимаев, исполнитель роли Бадмы: «Я не скажу, что тяжело. Просто я спал с этой ролью, потому что надо было действительно правду эту показать о тех людях, которые вытянули эту войну. Ну вроде говорят, получилось. Слава Богу, и слезы были, ну он близок мне, по сути я сам себя и сыграл. Когда что-то происходит, я весь там, в этих горячих точках, ни телом, так душой, сердцем».
Соавтор сценария, художник-постановщик «Школьного учителя» Артем Декин признается, фильм родился сразу, что называется без мук творчества – в душе давно наболело. В то время, когда на экране еще идут титры, в его голове уже созрели три новых сценария. Готов продолжить съемки и исполнитель главной роли 17-летний Влад Сизов. Киношный процесс настолько его увлек, что за несколько дней, позабыв о профильных иностранных языках в 49 школе, он определился с выпускными экзаменами и уже готовится поступать в Московский театральный вуз. Вот она - великая сила искусства.
Влад Сизов, исполнитель главной роли Сашки: «Если ты в театре делаешь какой-то порыв у тебя, то есть ты со зрителем коннект держишь, то, когда ты в кино - ты сам с собой находишься и тут в камеру тоже не посмотришь и получается уже другое ощущение. Но конкретно я понял, что кино - это то, что мне нужно, когда я лежал на траве во время съемок, вот так вот с окровавленной рожей, и у меня возникала такая мысль - я люблю эту работу. Очень сильно захотелось как-то дальше двигаться в этом направлении».
Дарья Пьянникова, Евгений Нафигов