В Забайкалье начали возвращаться участники спецоперации, которые полтора месяца назад отправились на Украину по собственному желанию и призыву своей души. С одним из них нашей съемочной группе удалось записать короткое интервью. Александр Лиханов не скрывает своего имени, лица, впрочем, как и желания, после небольшого отдыха, вновь вернуться в строй добровольцев.
Александр Лиханов, доброволец: «Смотрел телевизор и мне стало не безразлично, потому что там люди страдают, дети страдают, вот это меня сподвигло пойти добровольцем – помочь нашим людям, они же славяне. Все мы славяне должны как бы… из-за этого поехал туда. Ну и ребят наших много молодых там погибло, чтобы как бы помочь им, помощь оказать. Своими силами с ребятами собрались – поехали».
Решение помочь было принято, как только Алексей и его боевые товарищи увидели кадры оттуда, когда живым щитом нацистов стало мирное украинское население, когда стали известны и первые потери среди земляков, совсем еще молодых, не опытных забайкальцев.
Александр Лиханов, доброволец: «Я срочную службу служил в горячих точках, в Чеченской республике, в 2001- 2002 году, и по контракту в 2004 –ом. Опыт есть, но тут маленечко совсем другая война. Не как там была у нас в Чечне. Там была больше партизанская, получается, а здесь и артиллерия, и самолеты, и вертолеты тоже это все у них присутствует, у врага. Условия не сильно сложные, ко всему можно привыкнуть. Кормят хорошо, условия не скажу, что сложные. Жить можно. (Какие задачи перед добровольцами стоят? – вопрос корреспондента) Занимать позиции, удерживать позиции, ну такие как у всех военнослужащих».
Два рюкзака с личными вещами и короткая остановка в Чите, чтобы пересесть на попутный транспорт и поскорее добраться в родное село, где ждет жена и трое маленьких детей.
Корреспондент: «Как жена отпустила?»
Александр Лиханов, доброволец: «Ну жена отпустила, я решение принимаю, она никогда не оспаривает, если в я решил, я это делаю до конца… Потому что… Да, она сказала мне «может не поедешь?» Я сказал, как я не поеду? Ты посмотри телевизор, ну и вообще информация, как там люди страдают, а если это наши люди будут, которые здесь? Это ж надо защищать их, правильно? Я так думаю. Потому что это очень тяжело, когда теряют детей, родителей, сестер, братьев».
Корреспондент: «Как-то связь поддерживали эти полтора месяца?»
Александр Лиханов, доброволец: «Да, бывало, но иногда, очень редко. Потому что там связи нету. Бывало с кем-то с ребятами, кто выезжал на «0», передашь слова, чтобы позвонили, сказали, что жив там, здоров. Но и сам бывало, тоже звонил, когда, где за продуктами выезжали, где как».
Впереди долгожданная встреча с родной семьей, однако команда добровольцев-односельчан уже твердо решила - после небольшого отдыха они намерены вернуться в строй. Уже по призыву чести, мужества и велению души.
Александр Лиханов, доброволец: «Месяц, может, второй и поеду. Мы с ребятами все договорились, группу создали, чтоб если что маленечко отойти от этого всего немного дома побывать и потом с новыми силами собраться всем, кто есть и еще набрать с собой людей, если кто желает добровольно поучаствовать в этом. Это же интересы нашей Родины, России, так что».
Дарья Пьянникова, Анастасия Шубина, Константин Васильев, Анатолий Тюльнев