Проект «Наставничество» работает в Забайкалье уже третий год. Он позволяет найти друга подростку из детского дома. За время его реализации 20 детей-сирот обрели себе наставника. Кто чаще всего решает для себя стать другом сироте и как это можно совмещать, если дома ждёт большая семья.
Уже больше года Мария регулярно проводит время с 15-летним воспитанником детского дома Егором. Они вместе ходят в кафе, катаются верхом на лошадях, гуляют по площади и паркам. Разговаривают, советуются, иногда спорят и узнают друг друга. Мария – наставник Егора. Тот взрослый, который даёт ему чувство опоры и должен быть в жизни каждого ребёнка.
Егор: «Первая встреча у нас прошла онлайн, потому что был карантин и нам нельзя было встречаться друг с другом. Я очень сильно стеснялся, потому что я был первый раз и отвечал на вопросы скромно».
Мария Юлькова: «Потом да, но самое раскрепощение было, когда мы сходили на батуты, когда он увидел, что я не злая и не взрослая тётка, могу так же беситься, скакать и кубиками кидаться и как-то раз вот это напряжение, оно ушло».
Первая встреча ребёнка и наставника, как правило, становится определяющей. Несмотря на то, что мальчики чаще всего выбирают мужчин, Егор очень рад, что старшим другом для него стала Мария. А вот семья самой Марии эту идею поддержала не сразу.
Мария Юлькова: «Ну сейчас хорошо, в начале было у маленького ребёнка ревность, потому что, когда я только зашла в проект как-то эмоции, видимо, переполняли, я вся в восторге была. Вот, у меня там такой ребёнок, у меня там то-то, было разговоров очень много про Егора и у ребёнка видимо ревность закралась».
Такие ситуации тоже имеют место быть, поэтому и здесь вмешиваются психологи, которые помогают выровнять баланс между общением со своим ребёнком и с другом из детского дома. Привычно строгая мама дома просто не могла позволить себе перенести такую воспитательную модель поведения на своего подопечного. Ведь в такой дружбе главное – не навредить.
Мария Юлькова: «Этот проект он очень много на самом деле мне дал, я научилась выключать контролёра, я научилась принимать детей, абсолютное принятие, то есть, несмотря на какие-то там тройки. Допустим, у меня, если дети плохо учатся, строгую маму включала, а тут я понимала, можно и с тройками любить. И вот это вот я перенесла в свою семью, то есть это прямо такая прокачка пошла и моим детям легче стало».
С начала организации проекта такого друга-наставника нашли себе 20 детей-сирот. К так называемому «сотрудничеству» подходят не просто по совпадающим интересам, здесь важна и возрастная категория. Найти себе наставника не сможет ребёнок младше 12 лет, по словам психологов, до этого возраста у него может сформироваться восприятие, что такой друг в будущем может стать родителем. Но этот проект не подразумевает опекунскую сторону, он создан находить друзей.
Анастасия Сажина, Константин Васильев