Поиск

Читинцы могут стать друзьями с детьми из детдомов благодаря проекту «Наставничество»

24 января 2022

Проект «Наставничество», который реализуется в Забайкальском крае «Союзом добровольцев России», стал одни из победителей первого в 2022 году конкурса Фонда президентских грантов. Как обстоят дела у проекта на сегодняшний день и что планируется сделать в будущем, рассказала корреспонденту РТК руководитель Забайкальского краевого отделения Союза добровольцев России Кристина Рахманова.

По словам Кристины Рахмановой, в проекте сейчас участвуют 19 пар «наставник-ребёнок». Все они на базе Читинского центра помощи детям им. Подгорбунского. Однако проект предполагает расширение географии и включение в программу ещё как минимум одного детского дома - в селе Колочное. Также за счёт гранта планируется привлечь еще одного специалиста-психолога.

«Большое внимание в проекте уделяется наставникам и сопровождению пар для устойчивости проекта. Любой наставник нуждается в сопровождении психолога и команды проекта в течение первого года, точно. Психолог проводит ежемесячно индивидуальные встречи с наставниками и групповые супервизии», - рассказала Кристина Рахманова.

Она добавила, что в рамках ежемесячных тематических встреч с наставниками обсуждаются все возникающие в ходе работы с детьми проблемы, например, как говорить с подростком об интимной жизни, если он задаёт такие вопросы, или проблемы подростковой жестокости, в том числе, как предотвратить ее проявление в подростке.

«Проект второй год поддерживается благотворительным Фондом «Солнечный город» и прошлый год стартовал широко за счёт финансовой поддержки в рамках грантовой программы «Мир новых возможностей» компании Норильский никель. Сейчас их финансирование закончится. И начнётся расширение проекта за счёт поддержки Фонда президентских грантов», - уточнила Кристина Рахманова.

Планируется, что в рамках нового этапа реализации проекта появится ещё не менее 20 пар «наставник-ребёнок».

«Мы очень хотим расширить географию и на ещё один детский дом вблизи Читы. Но пока боимся загадывать. Хочется, конечно, чтобы у каждого подростка из детского дома был шанс на наставника, а значит, шанс на успешную интеграцию в общество и поддержку на протяжении всей жизни от старшего друга, который всегда будет рядом, пока нужен тебе», - рассказала руководитель Забайкальского краевого отделения Союза добровольцев России.

Как отметила Кристина Рахманова, чаще наставниками становятся девушки. Сегодня в проекте только один мужчина, дошедший до знакомства.

«Детский дом - чаще всего пацаначье царство и нам сильно-сильно нужны в проекте мужчины», - добавила руководитель забайкальских добровольцев.

По ее словам, наставник – это волонтер, доброволец. Он не получает зарплату за дружбу с подростком из детского дома. При этом любой человек, который хочет стать наставником должен сначала пройти специальное обучение.

«Как правило, у детей в детских домах существует определенный набор психологических травм, с которыми они не могут справиться самостоятельно. И задача наставника в этой ситуации - не навредить. Прежде чем создать «пару», все участники программы проходят 2-дневный тренинг, на котором подробно рассказывают про психологические особенности детей-сирот, про общение в подобных парах и про нюансы построения отношений», - добавила Кристина Рахманова.

Только после прохождения такого тренинга кандидат в наставники принимает окончательное добровольное решение об участии в проекте (отрицательное решение - это тоже результат, который поможет в дальнейшем избежать глубоких травм и проблем на этапе построения отношений с ребенком).

Основная задача наставника - помощь в адаптации подростка к взрослой жизни. Как рассказала Кристина Рахманова, воспитанник детского дома выпускается практически не социализированным: у него недостаточно навыков по самообслуживанию, потому что в учреждении большая часть вопросов решается за него. Ребенок не знает, как ходить по магазинам, как приготовить еду, как экономно тратить деньги, как планировать свой день и вообще жизнь, решать простейшие бытовые вопросы: как платить за квартиру, вызвать сантехника и так далее. Кроме того, таким детям сложно выстраивать отношения с людьми.

«Наставник не изменит кардинально всю жизнь ребенка в детском доме, но он может внести значительный вклад в формирование его жизненного опыта. Он задает для ребенка новый формат отношений, в которых он важен как личность. Он станет близким взрослым, который будет присутствовать в жизни ребенка стабильно, будет заинтересован его жизнью. Он может повысить самооценку ребенка, помочь ему поверить в себя, научить разбираться в своих переживаниях и чувствах, понимать других людей», - уточнила руководитель Забайкальского краевого отделения Союза добровольцев России.

Формально существует всего два условия для того, чтобы стать наставником – возраст старше 24 лет и возможность видеться с ребенком как минимум 1 раз в неделю. Но даже при условии «выполнения» требований, после прохождения психологического теста куратор и психолог проекта могут рекомендовать кандидату повременить с участием, так как наставническая деятельность требует затрат внутренних ресурсов.

«Это может произойти по нескольким причинам: если у человека нет четкой мотивации и он не понимает, почему хочет стать наставником, если человек планирует стать приемным родителем, а наставничество для него - своего рода репетиция», - добавила Кристина Рахманова.

По словам Кристины Рахмановой, на средства гранта в рамках проекта также планируется большая информационная компания по привлечению кандидатов в наставники, в том числе, наружная реклама, и организация общих для наставников и детей мероприятий, объединяющих их.