Роспотребнадзор Забайкалья фиксирует в последние годы значительный рост количества обращений от потребителей с жалобами на применение хозсубъектами недобросовестных практик при оказании юридических услуг. К основным претензиям потребителей относятся навязывание дополнительных платных услуг, включение в договор ограничивающих права условий, недоведение достоверной информации и несоответствие оказанных услуг ожиданиям, сообщается на сайте управления.
При обращении к организации, оказывающей юридические услуги, Роспотребнадзор советует обращать внимание на информацию об исполнителе, изучать отзывы об организации, которая оказывает услуги, а также проверять сведения о государственной регистрации компании на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Также требуется обязательно ознакомиться с прайс-листом организации, какой размер оплаты и за что именно вы вносите.
Отмечается, что потребителям юруслуг необходимо уточнять на что именно им предлагают заключить договоры (на оказание информационных услуг, на представительство в суде, подготовку процессуальных документов и т.п.), на сроки оказания услуг (в течение какого срока, например, будут подготовлены документы и т.п.), какой порядок взаимодействия с потребителем до момента достижения результата прописан в договоре.
«Нередко юридические компании вводят клиентов в заблуждение, обещая достижение желаемого клиентом результата, но заключая договоры на подготовку документов. Итогом таких договорных взаимоотношений может оказаться конфликт, так как клиентом документы получены, акт на оказание услуг подписан, работа фирмы по договору выполнена, а результат фактически не достигнут», - добавили в Роспотребнадзоре.
По данным управления, организация, оказывающая юридические услуги, не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств (статья 16 Закона «О защите прав потребителей»). Также потребитель обладает безусловным правом на отказ от исполнения договора в любой момент (статья 32 Закона «О защите прав потребителей»).
«Однако, при отказе от услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесённые расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Необходимо отметить, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий совершение выезда юриста в судебные органы и прочее)», - говорится в сообщении.
Отмечается, что в случае, если потребителю оказаны юридические услуги ненадлежащего качества, то он имеет право предъявить одно из следующих требований, установленных статьей 29 Закона «О защите прав потребителей»:
1) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
2) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
3) повторного выполнения работы;
4) возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
5) полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги);
6) отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
При этом об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель: не является на судебное заседание в назначенное время; не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела; строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие; разглашает информацию, доверенную ему заказчиком; не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела.
«При наличии претензий к ненадлежащему оказанию услуг следует незамедлительно обратиться к исполнителю. Все претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения)», - говорится в сообщении.
В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы Роспотребнадзора, а также в суд (в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона «О защите прав потребителей»).