Сергей Горчуков вместе со следственным комитетом готовится к юбилею
15 января органы Следственного комитета России отметят 15-ю годовщину образования в статусе самостоятельного государственного ведомства. Свой 70-летний юбилей в наступающем году будет праздновать и забайкальский ветеран следствия Сергей Горчуков. К своим обязанностям он приступил без малого полвека назад, когда полномочия сегодняшнего СК были закреплены за специальным отделом прокуратуры.
Служить своей стране — это у них семейное. С особым трепетом в маленьком фотоальбоме Сергей Горчуков находит фотографии своего отца — в 1942 был призван, воевал командиром взвода сан. инструкторов, потом также самоотверженно работал в советской милиции, в общей сложности отдал Родине 43 года своей жизни.
Сергей Горчуков, председатель забайкальской краевой общественной организации «Союз ветеранов следствия»: «С детства я видел себя работником уголовного розыска. Журналы были «Советская милиция», и там очень хорошие повести, и я ими зачитывался. Меня вот эти моменты очень восхищали, сближали, и я вот мечтал, что буду работать в правоохранительных органах. Уже психология была такая: батя у меня — начальник уголовного розыска, я должен быть, работать с ним»
Быть рядом оказалось непросто — пришлось соответствовать. Сергей Сергеевич до сих пор вспоминает, как его, шестилетнего, отец взял с собой на стрельбище и как его впервые оглушил собственный выстрел — не испугал, а скорее, наоборот, заставил изучать каждый образец, каждую гильзу. Гораздо позже, уже находясь в должности начальника отдела криминалистики, он скажет отцу «спасибо» — и не раз.
Сергей Горчуков, председатель забайкальской краевой общественной организации «Союз ветеранов следствия»: «Совершались разные убийства, особенно в Борзе. Вот, допустим, пистолет ТТ. С ним было связано двойное убийство. Единственное, маузеров не было, а все остальное — вот эти вот немецкие «Вальтеры», «Парабеллумы» и прочее-прочее, «Маузеры» разных мастей. Вот «Парабеллум», кстати, «Браунинги» — все через мои руки прошло, ну, то есть изымали, проводили экспертизы и сдавали их все»
В 25 лет Сергей Горчуков стал самым молодым прокурором района. Судьба забрасывала его в самые неспокойные уголки Забайкалья — туда, где уровень преступности требовал немедленного вмешательства: Могоча, Тунгокочен, Борзя. Время было такое — конец 90-х, начало нулевых. О современных технологиях, доступных сегодняшнему следствию, не приходилось и мечтать. Его оружием в борьбе с криминалом всегда было знание — отличное знание человеческой психологии.
Сергей Горчуков, председатель забайкальской краевой общественной организации «Союз ветеранов следствия»: «Ну, я вам скажу, у меня убийцы рассказывали мне о своих убийствах через 2–4 часа после допроса. Прежде чем садиться с ними на допрос, особенно когда мне уголовные дела милиция передавала, я изучал, что он за человек, успевал [выявить] его сильные и слабые стороны. Согласно судебной психологии и психиатрии, я эти моменты включал. И вот, ну, как ты пойдешь? У тебя — это, это, это. А ты сидишь и даже не это? Да, все, начальник, пиши: «Это я, вот так, вот так»»
Отказные материалы со всего Забайкалья благодаря его контролю не кочевали в архив. В сокрытых от учёта преступлениях он находил и состав, и свидетелей; возбуждал новые уголовные дела и обязательно доводил их до конца, наказывая виновного. Параллельно успевал воспитывать не только новое поколение следователей в Забайкальском университете, но и собственную смену.
Антон Горчуков, сын: «Такие понятия, как ответственность, честь, долг, — они не просто про служение закону и России. Они не были в нашей семье какими-то отдельными понятиями. Это была профессия моего отца, которую я наблюдал со стороны. Стык 00:49 Следующим этапом — уже после окончания школы — было получение высшего юридического образования. Параллельно я также был общественным помощником (тогда ещё Следственный комитет был при прокуратуре) и был закреплён за следователем, выполнял его поручения. Уже тогда я впитывал все эти азы»
Азам Сергей Сергеевич учит сегодня уже следующее поколение семьи Горчуковых и также по-отечески переживает за ситуацию в стране, регионе и за сегодняшнюю молодёжь, которая, по его словам, вначале делает, а только потом задумывается о последствиях.
Сергей Горчуков, председатель забайкальской краевой общественной организации «Союз ветеранов следствия»: «Мне жалко ребятишек, вот этих 16–17-летних, которые занимаются терроризмом. И вот за деньги их покупают, и потом ни денег, ничего; сами на себя выкладывают доказательства, их берут — и они получают большие сроки, ломают себе жизнь. Это очень плохо. Здесь у нас какая-то недоработка общества. Патриотизм должен быть в первую очередь. Вот у меня внук. Я ему говорю: «Будешь офицером». Он говорит: «Дед, я хочу быть спецназовцем». Я говорю: «Хоть кем, но офицером будешь!»


