Поиск
В КОМПАНИЮ ПЕКО СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ: ГРУЗЧИК, ВОДИТЕЛЬ, ЭКСПЕДИТОР, ПОМОЩНИК КЛАДОВЩИКА, СЛУЖЕБНЫЙ АВТОБУС, БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ. ТЕЛ:8-914-470-68-54
СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ УБОРЩИЦЫ, ДВОРНИКИ НА НЕПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ТЕЛ.:8-914-140-26-63; 8-924-816-28-34
ТРЕБУЮТСЯ ПРОРАБ, МАСТЕР. ТЕЛ: 40-09-75, 89144639660.
СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ТРЕБУЕТСЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИК,ЭЛЕКТРИК. ТЕЛ: 8-914-463-96-60, 35-04-66
КОНКУРС РЕГИОНАЛЬНОГО КИНО «КИНОПЛАНКА» ПРОХОДИТ С 1 .09 ПО 2.11.2025Г. К УЧАСТИЮ ПРИГЛАШАЮТСЯ ЖИТЕЛИ КРАЯ ОТ 12 ДО 35 ЛЕТ.ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 100 ТЫС.РУБЛЕЙ. ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 10.10.2025 (18:00) ПОДРОБНОСТИ В ТЕЛЕГРАММ КАНАЛЕ T.ME/S/ZABKINO 12+
АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ В/Ч НАБИРАЕТ КОНТРАКТНИКОВ. ЕДИНОВРЕМЕННАЯ ВЫПЛАТА  445 000, ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ОТ 211 000, ЛЬГОТЫ, ВОЕННАЯ ИПОТЕКА.ТЕЛ.: +79145100050.
ВНИМАНИЕ, ЖИТЕЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ! МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СООБЩАЕТ: ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ НА ТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ПО НОВОМУ НОМЕРУ ТЕЛЕФОНА - 122
КУПЛЮ АВТО ПОСЛЕ ДТП, ЗВОНИТЕ 8-914-131-60-02
ПРИНИМАЕМ ВАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА НАШЕМ КАНАЛЕ, ОБЕСПЕЧИВАЯ МАКСИМАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ И ОХВАТ АУДИТОРИИ. ПУСТЬ ВАШ ПОДАРОК СТАНЕТ СОБЫТИЕМ №1! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8-914-478-66-92

Пётр Денисов: «Мы научились жить возле смерти»

Сегодня, 11:10
 / 
Эльшад Сафаров

Ветеран СВО Пётр Денисов стал участником регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее». Накануне он рассказал нашим корреспондентом о себе и своём выборе. 

«Никогда не мечтал, не думал и не ожидал, что буду работать в милиции. Сам для себя решил, что я буду военным и именно пограничникам. Я сказал: "Да, война будет. Просто рано или поздно она начнется". Представьте, самый близкий и родной человек, который есть в вашей жизни, – ему угрожает смертельная опасность. Вы будете раздумывать, чтобы его спасти? Война — это не смерть. Война — это жизнь возле смерти»

Уроженец Читы, будущий кадровый военный, всегда мечтал связать свою жизнь со службой Родине.

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Когда выбор делал, после школы, я почему-то решил, что буду военным. У меня военных нет никого, чей пример был бы перед глазами. Вот просто сам для себя решил, что я буду военным и именно пограничником. Я для себя определил, что они всегда выполняют боевую задачу. В 86-м поступил, в 91-м выпустился. За период службы стажировки различные у нас по программе были. Предусмотрено, что за период обучения нужно пройти различные виды государственных границ. Я служил в Туркмении, Кара-Калинской пограничный отряд. Служил в Эстонии, на полуострове, Палдиски, Таллинский пограничный отряд. Служил в Карелии, Сортавальский пограничный отряд. Служил в отдельном Арктическом пограничном отряде. Различные виды границ, различные системы охраны, различные условия нахождения. Ну, п после распределения приехал сюда. Никто не претендовал на Забайкальский край в принципе. Тут достаточно сложные условия. Служил на заставе Сретенского пограничного отряда». 

Из пограничных войск Пётр Денисов уволился в 1995-м году в звании старшего лейтенанта. В общей сложности службе в армии он посвятил почти 10 лет. В том же году он поступил в Забайкальское управление внутренних дел на транспорте. 

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Я попал в органы внутренних дел. Вот вышел, скажем так, и с нуля начал. Совершенно новая сфера деятельности, неизвестная. Никогда не мечтал, не думал и не ожидал, что буду работать в милиции. Поэтому пришлось все начинать, как в любом деле, начинаешь с изучения основных регламентирующих документов. И далее уже по этим документам ты начинаешь расти, имеется в виду, в своих знаниях, в своем опыте, в своем умении ориентироваться в работе. Достаточно быстро я в этой работе преуспел, можно сказать, громко даже  — такая быстрая карьерная лестница. И именно уже, будучи на службе в милиции, я поехал в свою первую командировку – это как раз была первая чеченская кампания. Руководитель меня вызвал и спросил: "Поедешь в Чечню в командировку или нет?" Для меня это было вообще странно. Что значит – тебя спрашивают? В армии же такого нет. В армии приказали и поехал — никто никого не спрашивает. А здесь как-то так... Думаю, как я могу отказаться? Раз надо – значит надо. В голове даже мысли не возникло не ехать. И всё. Побывал в одной командировке. Там служба дальше. Вторая чеченская началась — опять в командировку. Вот как-то так. За этот период уже набрался определенного опыта служебно-управленческого. Руководство заприметило — предложило должность, которая на два уровня выше той, которую я занимал. Я даже без сомнения согласился и сказал, что справлюсь. Мне сказали: "У вас будет подчинение – офицеры, но старше по возрасту и опыту своему, и по званию". Я сказал, что меня это нисколько не волнует, я смогу найти и общие язык, и точки соприкосновения, ну, и коллектив был хороший, скажем так. Я очень доволен службой в органах внутренних дел на транспорте — дружный коллектив, мы все общаемся до сих пор».

В 2003-м году Петр Денисов покинул ряды милиции. После службы работал в гражданской организации, занимался бизнесом, порядка 20 лет отработал в сфере оценки имущества. Пока глава государства не объявил о начале специальной военной операции. 

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Ну как отреагировал? Я в принципе был готов, что это произойдет. Я в этот день проводил занятия с учащимися, и вопрос-то возникал такой. Я сказал: "Да, война будет. Просто рано или поздно она начнется". И она началась именно в этот день. И так как я, даже уйдя из органов, постоянно работал с молодежью, меня привлекали на уроки мужества, различные патриотические мероприятия — это была для меня обыденная такая деятельность, когда ты постоянно где-то рассказываешь о том, какой ты молодец, там герой, так далее. Ну, на своем примере. Я никогда себя героем не считал и как-то казалось, что это какое-то ненастоящее, честно говоря. Как правило, ты всегда думаешь, что ты, наверное, не такой герой-герой, потому что, когда мы были маленькими, нам про таких героев рассказывали, что нам до них расти и расти, неизвестно вырастем ли когда-нибудь. Поэтому я с молодежью-то работал, я был готов к этой информации, что оно когда-то произойдет».

Но уйти на фронт получилось не сразу. 

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «У меня были проблемы со здоровьем, мне сделали операцию. Когда объявили частичную мобилизацию, я был в это время на операционном столе. Но как только я оттуда слез и начал восстанавливаться, прошел необходимый реабилитационный курс, за этот период времени я восстановил свое военное дело, потому что его долго не могли найти. А я в это время восстанавливался: ходил там, надоедал, костылями стучал. Но вот, они меня запомнили и меня на войну-то не отпустили. Я проходил комиссию, когда ты говоришь, что ты идешь добровольцем, заключаешь контракт, все к тебе относятся... Начало войны же, все равно к тебе относятся, скажем так, с такой точки зрения, что человек принял решение, наверное, не просто так же. И поэтому комиссию проходил легко, и особо-то шрам то не заметили, а потом спохватились. "И как он может быть годен, когда у него операция по замене у меня тазобедренного сустава?" Это категория "Д" – я не годен к воинской службе в принципе. То есть ограничение. Ну, кое-как уломал, честно говоря. Ну, не хитростями – разговорами как бы убедил, хотя бы по той причине, что кадровый военный. И как мне объяснить, даже не кому-то – а самому себе? Ты чего на диване отсиделся и рассказывал, как надо воевать? Иди да воюй! Почему вместо тебя воюют вот эти мужики, которые, может быть, в своей срочной службе два раза автомат в руках держали, один раз стрельнули? Вот они почему-то воюют – вот сорокалетний, под 50 – а ты такой вот!? Ну, в общем, кое-как уболтал. Разрешили мне написать рапорт, пропустили. Но отслужил сколько смог. Вообще любая ситуация, когда человек говорит что-то категоричное. "Я не могу убить", – условно. Я прогнозирую, провоцирую на ситуацию, что человек говорит: "Да, я не могу убить". Но это же просто. Представьте, самый близкий, родной человек, который вот есть вот в вашей жизни – вот ему угрожает смертельная опасность. Вы будете раздумывать, чтобы его спасти: убить или не убить? Или дадите ему убить все-таки своего родного, близкого человека? То есть… Да, и здесь то же самое. Я, как бы, сказал: "Представьте, что ваш самый близкий родной человек, который там находится, на СВО, и лично от меня, не от кого-то, а лично от меня зависит, останется он жить или нет. То есть, я нахожусь рядом с ним, и благодаря этому он остался жить. Из-за того, что я умею то-се, пятое-десятое, знания, военный опыт". Ну, скажем так, они не особо купились. Имеется в виду, что я же их уламывал-то на контракт. Они на контракт мне не разрешили. Я говорю: "Ну хорошо. Но вы тогда не будете мне мешать, если я уйду добровольцем в добровольческое формирование? Они такие: "Ну, закроем глаза"».

В зоне СВО Пётр Денисов служил в рядах разведчиков. 

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Попал служить в "БАРС" – это добровольческое формирование на базе 150-й Берлинской идрицкой дивизии – именно той дивизии, которая в далеком 45-м году водружала Красное знамя над Рейхстагом. То есть такой исторический... Имею прикосновение. Она была в своё время расформирована, но её возродили то ли в 16-м, то ли в 18-м году, врать не буду. И там, соответственно, мы проходили подготовку. После этого нас отправляют в разные подразделения по фронту. И попал я опять в одно из именных подразделений – 254-й мотострелковый полк 144-й дивизии. И носит он имя, этот полк, имени Александра Матросова – еще одного героя Великой Отечественной войны, тот, который закрыл с собой амбразуру. Так как я сам же школьником об этом говорил, и когда ты попадаешь именно в подразделения и наступаешь среди тех людей, которые относились когда-то исторически, – это звучит, скажем так, интересно».

В рядах разведчиков Пётр Иванович побывал на Красно-Лиманском и Невском направлениях. Их главная задача – собрать информацию и передать офицерам, чтобы сформировать наступление. 

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Я вот просто говорю ответственно, что офицеры в армии – думающие, и они просто так ничего не делают. В любом коллективе – гражданском военном, милицейском – есть люди, которые берут ответственность на себя, а есть люди, которые боятся ответственности на себя взять. Точно так же и в армии. Чем она отличается от любого другого, скажем, учреждения, государственного предприятия? Это люди-то откуда? Они же не вырастает в армии, они идут из этого общества. Они просто переходят в другой, более узкий коридор, где подчинены требованиям общевоинских уставов, требованиям боевых уставов. И поэтому отдача приказа начальника, она не для того, чтобы "я тебе приказал – ты выполнил". К этому предшествует большая работа. Прежде чем отдать приказ, начальник проводит вот такой спектр различных мероприятий, чтобы отдать, обеспечить выполнение этого приказа. Ну, то есть, как если переводим на гражданский лад: прежде чем что-то сделать, ты должен это подготовить. К примеру, захотел ты забор построить. Если у тебя нет ни ножовки, ни материала, ни гвоздей, а только желания, то никакого забора не будет. В армии то же самое». 

Служба проходила в постоянном движении. Сегодня разведчики здесь, а завтра уже за много километров от союзников, во вражеском тылу.

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке:  «Ну какой быт? Обыкновенный армейский быт. Он разный. Даже на одном участке фронта различные подразделения могут жить по-разному. У кого-то ротация более частая, у кого-то менее частая. Соответственно, тот, кто реже меняется, у него другие моменты связанные — постираться, помыться. Чисто бытовуха такая. Война — это не смерть. Война — это жизнь возле смерти. И тот, кто быстрее приспосабливается к этой жизни, тот успешнее выполняет свои задачи. Я понимаю, что как бы ты не был готов, к примеру, физически, умственно, тактически такой грамотный, – ты выше взрыва не прыгнешь, быстрее пули не убежишь. Но не оказаться в том месте и в тот момент – это тебе по силам, для этого тебе дана голова, для этого ты выполняешь задачу – для того, чтобы именно выполнить ее, а не доблестно погибнуть».

В том же году Пётр Иванович был демобилизован по состоянию здоровья. В общей сложности он провёл девять месяцев в зоне СВО. Тяжелее всего было оправиться не от операций, а после возвращения с фронта. 

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Работать по старой профессии не смог. Я просто потерял к ней интерес, физический интерес. Я ничего нового уже для себя не мог, не увидеть и не хотел этого видеть. Попытался даже как-то, что-то открыл, старые отчеты свои. Ну так, освежить память. Чувствую что мне это не надо. Просто не надо. Ну, и скажем так, со мной общение после войны было достаточно трудным. Сказать, что я подвержен какому-то синдрому, – не скажу, но этот момент черного и белого, без оттенков, – он все-таки присутствовал. Когда ты еще живешь мыслями, как ты на войне жил, – да. А здесь ты видишь совершенно другое и у тебя вот этот в голове слом получается. Люди не на войне, они войной не живут. Они живут нормальными человеческими своими мыслями, думами, планами. В них присутствуют и повеселиться, и в ресторан сходить, и так далее. А парни на войне это не воспринимают. Мы называем это параллельный мир. Те, кто на войне, не могут понять, как вы можете здесь на гражданке веселиться, какие-то концерты, какие-то шоу или еще что-то. А люди, которые на гражданке, не могут понять, скажут: "А что, кроме войны разве жизни нету?" То есть примерно вот так вот. Мы вроде на одном языке говорим, друг друга понимаем, слова одинаковые. А понимание этих слов разное».

Вернуться в мирное русло помог процесс социализации. 

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Война – она несет за собой расчеловечивание. И когда для тебя чужая боль – не боль, смерть –  не смерть, ну вот представьте, что в голове у людей. Многие вернутся и при этом одновременно не вернутся. Останутся на войне головой. Очень сложный момент, и здесь нужно и самих ветеранов готовить, и общество готовить к тому, что вот они вернутся и не видеть в них каких-то упоротых и не бояться. Потому что можно же спровоцировать. Когда, условно, пришел ты на работу устраиваться, о тебе узнали, что был на СВО. И он тебе вроде ничего не сказал, хозяин этой организации, руководитель, а про себя-то подумал: "Ну его к черту, что у него там с головой. Фляга свиснет, и потом будешь разбираться от проблем". Найдёт какой-нибудь момент, чтобы отказать, чтобы еще что-то. Ты почувствуешь это. Ты просто почувствуешь. Оно всё было, и раз – какой-то момент. Именно с того, что ты участник СВО, и тебе отказали. Сложно это, такой момент, он у каждого, я думаю, будет индивидуален. И этот объем социальных льгот, различных мер, принимаемых государством, он, конечно, пойдет на пользу. Всё это нужно совершенствовать, всё это нужно доводить до такого логического своего осмысления, когда ты вернулся и ты не прилагаешь усилий к своей социализации. Оно, вроде как, тебя мягко туда все это внесло. Ну, а нашим гражданам – им придется немножко перетерпеть». 

Помогло Петру Ивановичу социализироваться участие в федеральной программе «Время Героев».

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Я вообще узнал о проекте "Время Героев" в самом начале, когда он только был. Я для себя принял решение самостоятельно в нем участвовать, в самом первом наборе, который проводился на федеральном уровне. То есть я собрал необходимые документы, написал эссе, подал сведения, прошел тестирование, то есть весь необходимый спектр. Получил приглашение на заочное обучение, которое и прошел. У меня цель-то оставалась – очно отучиться, Но там слишком плотно. Я имею в виду, что там же берутся заслуги уже высокого уровня. Есть руководители повыше рангом, побольше званий, побольше каких-то героических у него достижений, условно, чем у меня. И таких, как я, много. Сколько нас там было? Сорок с лишним тысяч в первый поток. Да, всероссийский, 40 тысяч. Для себя я тоже там кое-что вынес, к примеру, там тестирование проводилось, интересно же, кто ты там по тесту, какие там у тебя хорошие стороны, какие у тебя слабые стороны, и как они вообще интерпретируются. У меня один из моментов: я вошел в 5% тех людей, у кого это максимальный балл – это по одной такой характеристики, условно назовем её, проведение линии начальника. То есть у меня в характеристике было написано: "Выполнит задачу, невзирая на возникающие трудности при ее выполнении"».

А спустя год Пётр Денисов был приглашен в качестве курсанта регионального кадрового проекта «Герои – Победы. Будущее». Сегодня для 50 ветеранов СВО проходит очередной этап стажировки.

Пётр Денисов, участник регионального кадрового проекта «Герои-Победы.Будущее», ветеран СВО, подполковник милиции в отставке: «Я могу взять любое направление работы, вот абсолютно любое. Но, когда ты в нем вообще досконально разбираешься,  – тебе же легче. Чтобы не быть просто вот этим "эффективным манагером", как сейчас говорят, надо быть все-таки профильным специалистом. Прежде чем за что-то браться, ты хотя бы разберись, чтобы не принимать каких-нибудь глупых законов, не принимать решений, после которых придется что-то переделывать, своевременно выполнять те функции и задачи, которые не позволят в дальнейшем, в последующем точнее, исправлять, что ты не сделал вовремя. Ну, а я пока буду готовиться у Вячеслава Михайловича Кулакова по направлению, которую он мне поручит. Он как бы обещал, что я какой-то конкретный проект буду вести от начала до конца, чтобы ощутить всю ее организацию от начального этапа и конечного результата. И заодно покажу ему, собственно, справляюсь ли я. Уже в конце концов будет делать заключение по итогам стажировки и скажет: "Ну, этот дед ни к чему не годен, так – поболтать". До следующего модуля так и будем стажироваться».