3D-команда спасает жизни на СВО
У истории всегда есть продолжение. В начале 2023 года телеканал «Забайкалье» уже рассказывал нашим телезрителям о человеке с железной волей: парализованный читинец тогда начал помогать фронту, печатая различные приспособления для беспилотников на 3D-принтере. Сегодня его дело продолжает жить и к нему подключились и другие забайкальцы.
Десять принтеров и шесть печатников, включая Антона. Количество продукции за эти годы выросло в разы. Теперь акцент делают на автоматизированных сбросах различной комплектации. А, значит, нужно не только напечатать детали, но и припаять к ним серводвигатель, микросхемы и фотоэлементы. Владимир Хоменко с Антоном лично пока не знаком, но каждый день работает с тем, что ему привозят от Антона на спайку.
Владимир Хоменко: «Я работал на телефонной станции, цифровом участке. На пенсию пошел, нашел себе призвание — помогать ребятам на передовой. Я знаю, что, чем больше я сделаю, тем больше жизней сохранится. А это — самое главное».
Двадцать минут аккуратной и неторопливой работы и сброс-курьер готов.
Владимир Хоменко: «Вот сюда резиночка. Под резиночку ложится боеприпас. Когда запуск идет, включается через управление засветка. И срабатывает вот этот чайничек. Мы его называем «чайничек». Он поворачивается и резиночка соскальзывает. И боеприпас или водичка поступает».
Прикрепить резинки и не только — это уже вопросы сборки, над которой тоже трудится отдельная группа людей из десяти человек. Здесь же к отправке за ленту готовятся гравитационные зацепы, ампульницы и нафопамницы, а также простые, но эффективные изобретения для борьбы с вражескими «птичками».
Андрей: «Мы отправляли систем сбросов примерно 10-20 штук в месяц. Работали, конечно, на заказ. Дальше по средствам сарафанного радио, на фронте данные системы зарекомендовали себя с положительной стороны и ребята с передовой начали напрямую к нам обращаться. И, в общем, наши объемы возросли с 20-15 штук в месяц до 150-200».
Всё то, что здесь производят, активно используют в ходе специальной военной операции наши земляки. Евгений Попов сам побывал за лентой и знает, что сначала СВО роль дронов значительно изменилась. В первое время, когда беспилотники стали использовать не только для выявления позиций противника, но и в боевых целях, он делал предохранители из прищепки, проволоки и пластиковых бутылок.
Евгений Попов, участник СВО: «Система работы дрона против дрона уже подразумевает применение каких-то дополнительных вещей. То есть, поражение вражеского дрона путем сброса на него либо боеприпаса, либо вот ребята демонстрировали сейчас новые разработки против крупногабаритных дронов — это однозначно спасает жизни».
В среднем, в месяц на изготовление таких заказов уходит около 70 тысяч рублей. Финансовую поддержку оказывают простые забайкальцы и предприниматели, но из-за растущего спроса — средств порой не хватает, как и рабочих рук. Особенно ждут здесь мужчин с инженерным образованием, готовых сделать свой вклад в победу.