Бурятские семьи веками хранят духовные обереги
В Цугольском дацане прошёл форум «Буддийские святыни как объекты культурного наследия». Научную конференцию приурочили к 200-летию выдающегося йогина Намнанай-ламы. Гости приехали из Монголии, Москвы и Улан-Удэ.
Сотни буддийских паломников прибыли в Цугольский дацан, чтобы во время молебна почтить двухсотлетие йогина Намнанай-ламы. Именно этот духовный наставник основал Алханайскую святыню.
Ганхуяг, Ламахай Цугольского Дацана: «У нас молодёжь очень активна. Она в этом участвует. Это в корнях, в преемственности от старших поколений».
Значимые для бурят места притягивают тысячи верующих и туристов со всей России и даже мира. А ведь в 20-е и 30-е годы прошлого века из-за религиозного преследования уникальные реликвии могли исчезнуть. Спасли их местные жители — артефакты прятали в тайниках своих домов. Некоторые из них до сих пор находят в окрестных степях и пролесках.
Татьяна Бальжинимаева, ведущий научный сотрудник Агинского национального музея имени Г. Цыбикова: «Тибет был закрыт. Наш земляк Гамбажа Цыбиков смог тогда закрытый Тибет открыть для всего мира. Сделал не только первые фотографии, но и смог вывезти более 250 священных книг, а также более 300 ценных экспонатов. Вот один из них — барельеф из мрамора, на котором высечен сам Цонхава».
Сохранение традиций предков начинается с семьи. Арюн Жапова и её сыновья каждый бурятский праздник отмечают в национальных костюмах ручной работы. Поздравляют в первую очередь старших в роду, приучая детей уважать возраст.
Арюн Жапова: «Именно вот это украшение — это оберег. Внутри находится божество. Передалось мне оно от моей прабабушки».
Даниил Ботвинский, корреспондент: «Помогает?»
Арюн Жапова: Конечно, она оберегает. Я её одеваю по праздникам, так она находится в нашей божнице. Это оберег всей нашей семьи».
На форуме представили и бурятские ремёсла. Чеканкой украшаются оружие, одежда, предметы быта. Процесс может освоить каждый, главное — фантазия и терпение.
Иван Шестопалов, начальник производства международной ассоциации бурятских оружейников: «Основано это всё на пластической деформации металла. Тонкий лист подкладывается на пластичную основу. В данном случае — свинец. Чекан проваливается в него, деформируя метал. Можно использовать резину, кожу и мягкое дерево».
На научной конференции учёные из Читы, Москвы, Республики Бурятия и Монголии обсудили насущные вопросы по сохранению богатого культурного наследия забайкальского буддизма.
Батаа Мишиг Иш, доктор наук, заведующий кафедрой религиоведения института философии Монголии: «Религия — это не только учение Будды. Она вбирает в себя психологию, медицину, астрономию. Все эти аспекты — пункты развития культуры и воспитания молодёжи».
Участники форума надеются, что научные изыскания докажут важность сохранения религиозных объектов Забайкальского края, чтобы буддистские святыни простояли ещё не одну сотню лет.
Анна Бородина, Даниил Ботвинский, Евгений Жеребцов