Потомки писателей чтят традиции в забайкальском Переделкино
Забайкальское Переделкино. Небольшому дачному кооперативу с большой историей в этом году исполняется 65 лет. Как создавалось СНТ «Писатель» и какие планы у его нынешних жителей — смотрите в сюжете Екатерины Пешковой.
Светлана Никонова бережно достает из шкафа книги, о каждой из которых она может рассказать абсолютно всё. Романы, повести и стихи рождались и обтачивались прямо на ее глазах. Дочка забайкальского прозаика и поэта Василия Никонова продолжает бережно хранить память об отце не только в сердце и городской квартире, но и на скромной даче в Читинском округе. 65 лет назад на берегу Ингоды стало застраиваться «забайкальское Переделкино». В Советском Союзе быть писателем было престижно. Чтобы стимулировать литературу, мастерам пера даже выдавали небольшие земельные участки: не ради огорода, а чтобы была возможность создавать новые книги. Одним из первых, кто решил обжиться в СНТ «Писатель», стал прозаик и публицист Николай Ященко. Чуть позже появился дачный домик Василия Балябина, автора романов «Голубая Аргунь» и «Забайкальцы». Василий Никонов, глядя на товарищей по перу, вступил в кооператив в 1968 году.
Светлана Никонова, дочка писателя Василия Никонова: «Родители дружили с семьей Лавринайтис практически с войны. И Виктор Брониславович тоже как-то вот заинтересовался и тоже здесь обосновался, построил домик. И вот таким сообществом стали жить. У них даже первоначально был один мотор на всех. Поскольку Балябин здесь абориген уже был — один мотор на три семьи. Простите, даже туалет один на три семьи первоначально. И как-то вот жили хорошо. Большая беседка у Василь Ивановича. Часто собирались вечером под раскидистой черемухой, жгли дымокур, потому что комаров было много очень. И разговоры, разговоры, а то и песни».
Людмила Флидержинская, дочка писателя Виктора Лавринайтиса: «Дача начиналась вот с того сарайчика, который там стоит. И мы в нем жили всей семьей, человек по 6-7 ночевали. Кто как. А потом построили этот дом. Папочка построил эту беседку. Он печатал, писал и строил беседку».
Дача для каждого писателя давала свои плоды. Виктор Лавринайтис, проживший значительную часть жизни в Могзоне, не мог без природы и труда. Работая здесь, он краем глаза всегда наблюдал за играющими детьми, и они невольно становились прототипами его произведений.
Василий Лавринайтис, сын писателя Виктора Лавринайтиса: «Папа имел привычку что-то услышать интересное — он это записывал. Фразы, выражения и так далее, и так далее. Особенно детские. И вот это он потом… Где-то ему в какой-то мере годилось».
Василию Никонову шумная дача работать с прозой, напротив, не давала. А вот стихотворные строчки рождались здесь часто.
Светлана Никонова, дочка писателя Василия Никонова: «Такая же была дождливая осень уже. И, наверное, неделю, родители на даче не были. И, когда они сюда приехали, то между рядами малины стояли лужи. А лужи были красные, потому что вся малина осыпалась, никто ее не собирал. И так это было красиво, и так это было необычно. И мама сказала: «Василий, малина-то осыпалась!». И вдруг родились стихи: «Осыпалась малина, опала ягода».
В СНТ «Писатель» перебирались композиторы, художники и другие представители забайкальской интеллигенции. Долгое время даже существовала традиция ежегодно в начале сентября отмечать день рождения кооператива на берегу Ингоды.
Людмила Флидержинская, дочь писателя Виктора Лавринайтиса: «Здорово было. Правда. Надо было подготовиться, надо столы подготовить, стулья туда увезти. Всё. Ну и еду какую-то. И концерты были, и выступления и танцы. Мы знакомились друг с другом, потому что все время же новые люди приходят сюда, в кооператив».
Сейчас изменилось многое. Некоторые семьи, например, давно уехали. Но к 65-летию СНТ уже завтра здесь готовятся возродить традицию. Место, где даже улицы названы именами забайкальских писателей, будет стараться сохранить эту великую память.
Екатерина Пешкова, Анастасия Шадрина