Более 300 человек погибло и не менее 780 получили ранения. 3 сентября в нашей стране уже по традиции считается Днем солидарности в борьбе с терроризмом. Честно о том, что случилось в одной из российских школ более 20 лет назад, и почему эти события нельзя забывать сегодня, смотрите в материале Екатерины Пешковой.
Начало сентября 2004 года. История, которую хотелось бы забыть, но забывать нельзя. Торжественная линейка ко Дню знаний в Бесланской школе №1 обернулась трагедией не только всероссийского, но и общечеловеческого масштаба. Почти трое суток террористы удерживали в заминированном здании свыше 1100 заложников: учителей, родителей, учеников их маленьких братьев и сестер. Всё это время им запрещено было передвигаться, а о воде и еде речь и вовсе не шла.
Надежда Гуриева, учитель истории школы №1 г. Беслан: «Нам сказали, что в школе вода отравленная и пить ее нельзя. Но все эти дни была такая страшная жара. И без воды это был ужас. И вот третьего числа были такие детки, которые стали пить мочу. Кто-то баклашку нашел, туда помочился и выпил. И это увидел маленький-маленький мальчик. И он эту бутылку схватил, эти джинсики с себя сдернул, подставляет бутылку, а туда ничего не течет — всё высохло. Он не понимает, что происходит и его просто трясет всего. И вот плачущее это личико и эта бутылка, которую он держит в руках. С тех пор уж сколько лет прошло — 21 год. Когда открываю кран дома с водою, у меня всегда перед глазами этот ребенок».
Тот день, 3 сентября, Надежда Гуриева будет помнить всегда. После полудня в спортзале, где находилась большая часть заложников, включая ее саму и трех ее детей (тоже учеников этой школы), прогремели два мощных взрыва — сработало взрывное устройство, заложенное террористами. Жизнь тогда разделилась на «до» и «после».
Надежда Гуриева, учитель истории школы №1 г. Беслан: «Я потеряла сознание, а когда пришла в себя сразу же почувствовала…прикоснулась к лежащей рядом дочери. Было понятно, что ее больше нет. Она вся была, как сплошной синяк, такой сине-красно-желтый. Ручки сложены были на груди и на щеках кровавые слезки, а на губах улыбка. Осколок ударил ее сзади в голову».
Погиб и сын Борис: боевики не дали матери шанса перенести его из горящего спортзала. Несмотря на ранения, Надежде Гуриевой удалось спасти только своих учеников и младшую дочь. Вскоре начался штурм школы, во время которого российские силовики не жалели себя, искореняя несправедливость. Его позывной «Тайга», сейчас он участник СВО и тесно связан с Забайкальем, но в 2004 в его жизни тоже был Беслан.
Позывной «Тайга», командир подразделения разведки: «Во время штурма не до этого — смотреть на лица. Как бы…ты не рассматриваешь, всё делаешь на автомате. Потом да, когда это всё закончилось…Когда видишь кровь убитых детей в этом спортзале, перед спортзалом на улице, когда мальчишки тащат этих раненых, вытаскивают, становится очень тяжело смотреть. Когда женщины просто кричат от горя, дети плачут, потому что три дня без воды, без еды. Я периодически туда приезжаю. То есть, встречаемся с парнями, до сих пор общаемся со многими. Встречаемся, приезжаем, да, кладем цветы».
Эти события унесли жизни более 300 человек, 186 из которых дети. Но время течет, и сейчас в Беслане работает новая школа, а спортзал старой стал памятником огромной человеческой боли, куда приходят поклониться люди из разных уголков Земли. Зверское преступление против главной ценности — жизни — не прощается ни в одной стране и ни в одной религии. Представители ислама недаром называют радикализм, экстремизм и терроризм религиозными болезнями, последняя из которых является самой страшной.
Алмаз Салахов, председатель духовного правления мусульман Забайкальского края, имам-мухтасиб: «Если даже посмотреть священные тексты в священном Коране, Всевышний, обращаясь к нам, говорит: «Если один человек, зная или не зная, убьет кого-нибудь, то есть, погубит душу, то он получается, как-будто погубил всё население». Все религии: это и православие, и буддизм, и иудаизм, и ислам, они категоричны именно к терроризму. Почему? Потому что терроризм что делает? Мы все знаем, что уходят обычные жизни людей, не только взрослых, но и детей, к сожалению».
Сказать, что Беслан спустя 21 год остался в прошлом, нельзя. Ситуация, в связи со сложившейся геополитической обстановкой, остается достаточно напряженной.
Денис, сотрудник Управления ФСБ России по Забайкальскому краю: «На сегодняшний день в УФСБ России по Забайкальскому краю предпринимаются меры по выявлению и пресечению деятельности террористических и диверсионных ячеек, в том числе на территории региона. А также ведется поиск злоумышленников в сети интернет, так как сейчас очень развито привлечение граждан Российской Федерации именно в интернет пространстве. Чтобы не стать причастным к совершению террористических актов или диверсий, нужно с особой осторожностью подходить к поиску интернет-ресурсов, которые вы посещаете, а также не откликаться на сомнительные предложения в сети интернет, в том числе мессенджерах и социальных сетях».
Часто на удочку таких злоумышленников попадаются подростки, которые в погоне за легким заработком забывают о том, сколько на самом деле стоит человеческая жизнь. Но, может быть, эти кадры из Беслана — кадры страдания и боли, которая никогда не стирается из памяти, помогут оценить последствия безобидных, на первый взгляд, сообщений.