Компенсационные выплаты после пожаров в дачных кооперативах Читинского района уже начались. О суммах и об основных проблемах, с которыми столкнулись администрация и пострадавшие расскажем в нашей постоянной программе «Гость в студии».
Екатерина Пешкова, корреспондент: «Автозаводец, Малиновка и Озон — названия этих СНТ стали известны всему Забайкалью и не только благодаря пожарам. Сегодня мы решили поговорить о произошедшем и, конечно, о мерах поддержки населения с главой Читинского округа Виктором Машуковым».
– Виктор Юрьевич, здравствуйте!
– Здравствуйте.
– Расскажите, пожалуйста, минувшие выходные выдались для вас чрезвычайно жаркими. На Читинский округ пришлось сразу несколько очагов возгораний. Как боролись? И что делаете сейчас? Потому что локальные очаги всё еще есть.
– Надо сказать, что на территории Читинского района обстановка была и до этого довольно сложной с пожарами, но с 9 по 11 мая ситуация стала особенно тяжелой. Пожары возникли вблизи населённых пунктов, создавалась угроза возгорания строений. Конечно, в этот период пришлось сложно всем — в том числе и специализированным подразделениям МЧС, Забайкалпожспаса, лесникам, которые принимали участие в тушении. Хотелось бы отметить, что несмотря на сложную обстановку, все подразделения работали довольно слаженно. Однако из-за большого количества возгораний сил, конечно, не хватало. Промежутки времени для заправки водой, высокая температура, сухой воздух и растительность, а также сильный ветер значительно осложняли ситуацию».
— От чего произошли эти пожары?
— Это всё люди, которые игнорируют требования пожарной безопасности и особый противопожарный режим, согласно которому запрещено пользоваться открытым огнём или инструментами, способными вызвать возгорание. Тем не менее пожар, о котором мы сейчас говорим, возник в Добротном — это более чем в двух километрах отсюда, на частной территории. Человек проигнорировал требования и выполнял работу инструментом, от которого загорелась трава. При сильном ветре он не смог потушить пожар собственными силами. В итоге он дошёл сюда — и результатом этой беспечности стали десятки сгоревших участков СНТ Малиновка.
— Как сейчас обстановка?
— Сейчас ситуация немного лучше. Нет очагов возгорания вблизи населённых пунктов, угрозы для них нет. Однако пожаров ещё достаточно много — горит лесной фонд. Подразделения наших лесников продолжают работу по обеспечению безопасности населённых пунктов: они отсекают очаги возгорания с помощью прохода тяжёлой техники и устройства просек.
— Вам больно смотреть на всё происходящее как главе?
— Конечно, это больно воспринимать. Но самое главное — от этих пожаров пострадали люди. Сегодня очень много тех, кто обращается за помощью в район. Вот это настоящая боль — слушать людей, которые потеряли имущество. Каждый много лет наживал то, чем пользовался всю жизнь, а в один момент лишился всего. Это трагедия для каждого человека и каждой семьи.
— Какую помощь пострадавшим может предоставить район? Какие выплаты гарантированы всем без исключения, или всё-таки есть исключения?
— В соответствии с законодательством людям, которые лишились условий жизнедеятельности — например, отсутствует подъезд к домам, электроэнергия или водоснабжение — положена выплата в размере 15 тысяч рублей каждому члену семьи. Людям, которые в результате пожара утратили имущество (есть перечень имущества первой необходимости, установленный нормативными актами), при определённом наборе выплачивается сумма в 75 тысяч рублей. Если же имущества гораздо больше по наименованиям, то выплата составляет 150 тысяч рублей. Тем, кто утратил жильё, действуют другие правила. Если жильё зарегистрировано на пострадавшего, специализированная аккредитованная организация оценивает его стоимость, собирается пакет документов и подаётся в администрацию муниципального округа. В этом случае через Минстрой выдается либо сертификат на строительство, либо компенсируется стоимость восстановления жилья. К сожалению, не всегда так происходит, потому что многие граждане не спешат регистрировать своё жильё, и в таком случае право на восстановление не наступает.
— Много ли дач и домов на территории округа официально зарегистрированы и застрахованы?
— По результатам работы комиссий по оценке утраты имущества после пожара, таких лиц, которые зарегистрировали своё имущество и, более того, застраховали его в страховой компании, нет. То есть застрахованное имущество полностью отсутствует. Что касается регистрации — она единична. Например, в Восток-89 только два человека зарегистрировали свои дома. В Автозаводце — один дом. В Преображенке ни одного зарегистрированного дома нет. В Озоне также никто не зарегистрировал своё имущество. Сейчас комиссия завершила работу по Малиновке. Пока только по двум домам представлены документы. Процесс оценки продолжается, потому что комиссии сделали оценку на месте, но люди не смогли сразу предоставить полный пакет документов и сейчас его доносят. То есть выплаты производятся по мере поступления документов: тем, кто предоставил полный пакет — сразу, а кто доносит позже — немного позже.
— Что посоветуете нашим забайкальцам в данной ситуации? Как вести себя в будущем?
— Прежде всего, хочу попросить всех жителей Читинского района и Забайкальского края соблюдать правила пожарной безопасности. Они довольно простые: очистить свою территорию от сухого горючего мусора и растительности, подготовить прилегающую территорию, иметь под рукой предметы для тушения пожара — воду или соответствующие инструменты. Не пользоваться открытым огнём и не создавать условий для возникновения пожара. Если же пожар всё-таки случился, необходимо быстро сообщать о нём, потому что время сообщения и прибытия пожарных играет огромную роль в эффективности тушения любого возгорания. Мы сейчас идём по территории, захламлённой свалками. Это тоже наша общая проблема — люди выбрасывают мусор там, где этого делать нельзя. Пожар в «Автозаводце» возник именно из-за возгорания свалки, которое перекинулось на лесной фонд. При сильном ветре от этого пострадали все дачные кооперативы, оказавшиеся в зоне пожара. Хочется отметить, что ситуация осложняется отсутствием организованных лесопожарных разрывов. Населённый пункт Смоленка находится в лесной зоне, и все эти дачные кооперативы создавались людьми с целью жить и отдыхать на природе. Но это в свою очередь создаёт опасность возникновения пожаров.
— А кто должен организовывать эти лесопожарные разрывы?
— Лесопожарные разрывы — это земли лесного фонда. Конечно, этот вопрос решается совместно с Министерством природных ресурсов. Сегодня мы уже направили соответствующие документы с просьбой разрешить и выполнить работы по созданию лесопожарных разрывов как вблизи кооперативов, так и на территории Смоленского поселения в целом. Ранее этот процесс осложнялся отсутствием утверждённого генерального плана развития Смоленки, но сейчас, учитывая сложившуюся обстановку, я думаю, что некоторые препятствия будут устранены. При оценке выплат пострадавшим основная проблема — отсутствие у некоторых граждан документов на регистрацию имущества. Хотелось бы обратиться ко всем с просьбой не относиться к этому халатно или безразлично. Если у вас есть имущество — зарегистрируйте его. Председателям садовых и дачных товариществ я бы хотел пожелать и попросить провести работы по определению границ дачных кооперативов и поставить их на кадастровый учёт. Тогда все вопросы с лесопожарными разрывами, регистрацией имущества как жилых домов, переводом из садовых в жилые дома будут значительно упрощены.
— Спасибо большое, Виктор Юрьевич! Было приятно с Вами пообщаться.
— Пожалуйста.