В регионе стартовал пилотный проект под названием «Аттестат+первая профессия». Специальное образование в этом году получат около тысячи подростков. О новых возможностях и нюансах программы – в нашем специальном репортаже.
Молотки стучат, ножи сверкают, работа на кухне кипит, как и вода в кастрюле. Юные повара в деле. Им нет и 17, но они уже разбираются в тонкостях кулинарного искусства. Профессионально справляется с ингредиентами будущего шницеля и 10-классник Олег Горюнов. Гастрономические шедевры школьник начал создавать ещё в детском саду.
Олег Горюнов, участник проекта: «Какие-то бутерброды делал, салатики, но с четвертого класса начал варить картошку, пельмени. – Ты мастер на кухне, ты хозяин дома?- Нет.- Не дают тебе?- Не сильно, но иногда варю что-то. Каши, вермишель, голубцы, что дают готовить!- А что-то из высокой кухни?- Из высокой кухни? – Только с мамой тортики, штрудель».
В будущем Олег планирует стать на кухне не меньше чем шефом. Бывая с родителями в кафе - у него всегда возникает желание - подглядеть за процессом создания блюд и перенять опыт, который обязательно пригодится при открытии уже собственной точки общепита.
Надежда Горюнова, мама: «Споры насчет профессии они до сих пор идут и будут долгое время, даже мне хочется всё опробовать в своей жизни. Он сам выбрал и когда узнал о такой возможности, сам захотел прийти сюда. Вообще экономистом хочет быть, но наверное можно связать поварское дело и экономиста».
Сегодня поварское дело по проекту «Аттестат+первая профессия» осваивают 29 школьников. Обучаются ребята по утвержденной программе училища. На теоретических занятиях - разбирают рецепты по ингредиентам, а уже во время лабораторных - самостоятельно их готовят.
Виктория Лунегова, мастер производственного обучения Читинского торгово-кулинарного училища: «Мы переживали, смогут ли ребята освоить профессию наравне со школьным образованием. У некоторых выпускные экзамены, мы всё это понимаем. Мы очень рады и довольны результатом, мы видим ,что ребята идут с удовольствием на занятия, они молодцы, очень хорошо готовят. Не хуже наших студентов».
Уже в конце апреля ребят сдадут экзамен, приготовят полноценное второе блюдо, и в случае успеха получат свидетельство гособразца, которое поможет трудоустроиться по специальности. В будущем, планируется ввести вторую профессию – повара- кондитера. А вот в горном колледже для школьников уже действуют сразу две программы.
«Прикладываем компас к линии простирания короткой стороной».
Отличать руду от сырья. Молодые пробоотборщики уже больше полугода изучает основы будущей профессии. Всего на направлении сегодня обучаются около 30 школьников. Екатерина Самсонова, к примеру, видит себя в горном деле, после окончания 9 класса хочет отучиться и стать маркшейдером.
Екатерина Самсонова, участница проекта: «Родители не против, у меня папа работает в горной отрасли. – Это уже такое семейное дело? – Да, у меня ещё и старший брат здесь учится. Династия».
А это будущие операторы, от них зависят уже объемы добычи. Они учатся читать чертежи, составлять карты местности и моделировать на ней необходимую технику. Но это пока в теории, а через месяц школьники побывают на производственной практике, где смогут узнать все тонкости профессии.
Ирина Попова, начальник учебного центра Горного колледжа им. Агошкого: «У нас разработано положение о приемной комиссии в летний период, если ребята будут поступать в наш колледж, у них будут начисления баллов к основному аттестату, будет привилегия».
По окончанию обучения школьники получат разряд. Это поможет в дальнейшем трудоустройстве на работу. Всего для ребят доступны 14 направлений – это монтеры путей, младшие воспитатели, помощники машиниста и даже цифровые консультанты.
Виктория Бессонова, заместитель председателя Правительства Забайкальского края: «Проект направлен на то, чтобы ребята были задействованы в реальном секторе экономики. Чтобы во время каникул и после окончания обучения, была возможность получить заработок на основании той профессии, которую они получат».
В планах на будущий год максимально расширять рамки проекта. Привлечь в него еще больше учебных заведений, увеличить перечень специальностей и, конечно, же, заинтересовать профессией школьников.
Эльшад Сафаров, Евгений Жеребцов