Кустарные дроны помогают сохранять жизни, перевозить продовольствие или выводить из строя технику противника. Функционал у таких самоделок достаточно большой, и такая же большая в них необходимость. Производство FPV-дронов решили организовать в Забайкалье.
Дрон, собранный студентами ЗабГУ из запчастей старых гироскутеров, проходит свои первые тесты. Спокойно обкатать его здесь, в глубоком тылу, очень важно: малейший сбой на передовой может стоить человеческой жизни. Наши мастера авторство в разработке себе не присваивают, технология не нова — просто её стараются апробировать под свои возможности.
Иван Бармин, куратор проекта по сборке дронов: «Здесь у нас используется стандартная плата управления от обычного детского гироскутера, которые раньше были популярны. Мы их перепрошиваем, ребята разработали программу. Здесь у нас батареи, стандартные тоже. Будем ставить более мощные, чтобы она поворачивалась с грузом. Нагрузка этой тележки — 70 килограммов».
На сборку одного такого устройства уходит два гироскутера, их передает в цех Народный фронт, ему, в свою очередь, — неравнодушные забайкальцы. В дело идет даже металлическое основание с поворотным механизмом — его используют как сцепление двух частей корпуса для большей маневренности на препятствиях. Плата управления выступает как бортовой компьютер. Работу курирует военный инструктор управления БПЛА.
«Декан»: «Ребята программируют, сколько подать напряжения, сколько подать тока, какой сделать накат. И в зависимости от этого у нас тележка начинает работать или быстро, или медленно, или приобретает тягловые свойства, или же, так скажем, тихие свойства, когда гул не так необходим».
Сломанную электронную начинку разбирают на конденсаторы и резисторы — для ремонта вышедших из строя плат управления. Была задумка использовать и пластиковый корпус, но, как оказалось, он не годится для переработки.
Максим Гизатулин, доброволец СВО: «Отправили больше ста штук, а там один человек этим занимается. То есть всё нужно переработать, разобрать, отделить вещи нужные и ненужные. Вот мы их везем за семь тысяч километров, а большая часть компонентов не используется. Если мы будем отправлять на нашу армию уже готовый комплект для той же тележки-камикадзе — это будет намного проще. Мы там уже в готовый каркас соединили и отдали в подразделение, и хорошо, когда это идет массово».
На прототип дрона установили камеру — изображение передается прямиком на пульт управления. Разработчики планируют оснастить устройство еще и FPV-наблюдением. Дорогостоящий шлем готово предоставить читинское конструкторское бюро «Ветер», занимающееся изготовлением беспилотников для нужд СВО.
«Декан»: «Мы можем поставить шлем на оператора. Оператор видит, как движется тележка, с помощью камер, которые установлены на этой тележке. И так же, как FPV-дрон, который летит вперед, наша тележка движется по земле. Это даже удобнее и грузоподъемнее, в отличие от летающего дрона».
Волонтеры планируют поставить дело на поток. К работе уже пообещали подключиться мастера по железу, которые помогут в изготовлении типовых корпусов. В этом случае, когда гироскутеры достались бесплатно, а купить нужно только камеры и видеопередатчики, стоимость наземного дрона обойдется в 25 000 рублей, что значительно дешевле заводских аналогов.
Даниил Ботвинский, Анатолий Тюльнев