Решать проблемы детей и подростков теперь будут с помощью театров. В Чите провели круглый стол, посвященный этой теме. Откуда взялась такая идея и что такое социальный театр, расскажет Екатерина Пешкова.
Роль снежинки или зайчика на детском утреннике – это тоже чрезвычайно важно. Участие в постановках может серьезно помочь современным детям во многих сферах. Поэтому на федеральном уровне социальные театры для детей и подростков уже стали одним из инструментов социальной адаптации.
Мария Львова-Белова, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: «Видим, что участие в спектаклях становится для многих ребят любимым делом, объединяет их, помогает проявить таланты, способности, а также найти ответы на важные вопросы, разрешить конфликты, определиться с выбором. Важно, что социальный театр способствует интеграции в общество детей с инвалидностью, развивает у ребят навыки общения, командной работы, повышает культурный уровень детей».
Накануне круглый стол, организованный под эгидой Уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае, объединил представителей культуры и образования региона, а также приглашенных экспертов из других городов. Нужно понимать, что социальные театры отличаются от привычных нам репертуарных, прежде всего, своей целью. Важен, скорее, не творческий результат, а вовлечение и развитие детей, сплочение семей и возможность «проиграть» на сцене сложные ситуации, в которые может попасть ребенок в жизни. Поэтому, чтобы продвигать такую инициативу, нужны не только опытные актеры, но и грамотный психолого-педагогический подход.
Наталия Эпова, Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае: «В декабре 24 года состоялся второй форум в Ульяновске, и там было принято решение о том, что региональные Уполномоченные в команде с инициативными гражданами нашего края, что мы будем в регионах развивать социальные театры. И цель нашего сегодняшнего круглого стола – услышать практику, увидеть поделиться и разработать концепцию: как же мы будем развивать в Забайкальском крае социальный театр».
Несколько лет назад в Забайкалье не было ни одного социального театра. Но сейчас ситуация более перспективная. Ряд социальных проектов с привлечением детей реализует Союз театральных деятелей, а по краю действует более 260 детских клубных формирований театрального направления.
Татьяна Жеребцова, начальник отдела по реализации государственной культурной политики министерства культуры Забайкальского края: «Да, конечно, цифра в 3000 детей в масштабах всего детского населения края, это, наверное, не очень впечатляющая цифра, но с учетом того, что сегодня в школах развивается направление школьных театров и мы привлекаем детей по другим программам и в другие учреждения, но театральными действиями, потому что сегодня не мыслимо любое крупномасштабное социально значимое мероприятие без театрализации. И, я думаю, что мы найдем ту точку соприкосновения, ту базу, на которой можно реализовать эти проекты. Главное, действительно, обеспечить эти проекты лидерами».
Кроме того, социальным театрам нужны площадки для репетиций и проведения выступлений, а также финансовая поддержка. Действительно важные советы по этим вопросам дали забайкальцам коллеги из других регионов по видеосвязи.
Екатерина Пешкова, Никита Дроздов