В этом году Забайкальскому краеведческому музею исполняется 130 лет, а его основателю Алексею Кирилловичу Кузнецову — 180. К двойному юбилею сотрудники готовятся основательно. Цикл специальных выставок откроет экспозиция «Дело Кузнецова. Эпизод первый. Артефакты». На ней жители и гости города смогут увидеть произведения искусства, которые жаждут заполучить крупнейшие музеи России и мира.
Прежде чем посетители музея увидят оригиналы картин мариниста Ивана Айвазовского или Александра Борисова, который одним из первых с натуры писал пейзажи Заполярья, нужно проделать большую подготовительную работу. В выставочном зале подбирают цветовую палитру стен, тщательно работают со светом, определяют расстановку каждого драгоценного экспоната. Большая часть из них боится яркого света, ведь пролежала в хранилище музея слишком долго. Даже температурные колебания воздуха таким вещам могут изрядно навредить, отсюда и особое отношение к каждому предмету, к каждой пылинке.
Ирина Бухоголова, художник-реставратор: «Здесь тоже очень строгие методики обеспыливания. Делаем мы это специальными кистями, которые не повредят поверхность. Мы работаем в перчатках, потому что соприкосновение с руками человека может для фарфора иметь необратимые последствия».
Даже самое аккуратное обращение, увы, не защитит старинные экспонаты от влияния времени. Немало предметов искусства были отреставрированы. Городской пейзаж «Здание военного собрания в Чите» кисти Станислава Бирнбаума был спасён благодаря специальной технологии. Утраченные мазки восстанавливали под микроскопом.
«Мы натянули новый холст, такой же по составу. Только льняной мы можем использовать. Сделали утоньшение авторского полотна и приклеили по специальной технологии это полотно на новое. – Приходилось что-то подкрашивать, восстанавливать? (вопрос корреспондента) – Да, это тоже делаем, но это всегда в границах утрат и очень строго, никакие поверхностные мазки мы не ставим. Сохраняем по максимуму авторское».
Помимо живописи на музейной экспозиции можно будет увидеть и антикварные предметы быта, собранные в разных уголках мира. Например, барельефы известного фальшивомонетчика, китайский чайный сервиз тончайшей ручной работы и японские шкатулки, покрытые смолой ядовитого дерева.
Ирина Бухоголова, художник-реставратор: «Японский лак делался по необычной технологии. Сушился в условиях влажности 80%. То есть изделие помещалось в ящик, по которому стекала вода. Процесс трудоёмкий, вместе с тем настолько уникальный, что спустя столетия даже трещины мы можем не увидеть на лаковых изделиях японских мастеров».
Выставка «Дело Кузнецова: Эпизод первый. Артефакты» (6+) откроется 31 января. После её завершения публике представят вторую часть выставки, которая будет полностью посвящена основателю музея — Алексею Кирилловичу Кузнецову.
Даниил Ботвинский, Евгений Жеребцов