Кусочек лета среди зимы. В Забайкальском краевом краеведческом музее открылась необычайно хрупкая выставка, от которой сразу веет теплом. Екатерина Пешкова разбиралась в ее особенностях.
Ветреница сибирская в 1898 году и сегодня. Сочетание прошлого и настоящего в необычной форме. Мало, кто знает, но гербарий тоже может служить историческим документом. И, чтобы ощутить это по-настоящему, достаточно сегодня просто оказаться в Забайкальском краевом краеведческом музее.
Надежда Актямова, главный научный сотрудник сектора природы Забайкальского краевого краеведческого музея: «Мы решили показать, что у нас есть еще один уникальный фонд – это гербарные коллекции XIX, XX, XXI веков. С учетом того, что в нашем музее есть увлеченные люди – фотографы, наш фотограф Максим Федосеев предоставил мне вот такие фото. И мы решили сделать выставку, которая называется «Грани природы. Живое – сухое», где мы провели две грани. Одна грань – это живое: показали на фото красивые растения забайкальской флоры. И сухое – это растения, засушенные растения в гербарном виде».
Фотография для Максима Федосеева – это не только любимое хобби, но и настоящая охота. Несмотря на то, что некоторые его фотомодели и вовсе растут в дендрарии краеведческого музея, чтобы поймать красоту в объектив, автору снимков приходится изрядно потрудиться, как, например, в случае с Лилией пенсильванской.
Максим Федосеев, научный сотрудник Забайкальского краевого краеведческого музея, фотограф: «Вот такие крупные мощные соцветия. В Красночикойском районе я сфотографировал. Эта замечательная роса – это действительно роса, не после дождя. Она очень крупная, как будто дождь прошел. Ну вот в это время я стою по пояс в этой траве. И вот эта вылазка обошлась мне… Я полностью вымок. Я использую старинные объективы, старые советские. Например, советский макро-объектив МС-волна. Им как раз сфотографировал лилию карликовую. То есть, мы музейными экспонатами почти (это, правда, мой личный) можем выполнять музейные фотографии. Поэтому музейность этой выставки просто зашкаливает».
Именно советские объективы порой помогают фотографу создать уникальный фон, который подчеркивает цветок на переднем плане. Что касается экспонатов гербарного фонда, то они попадали сюда абсолютно разными способами. Некоторые раньше пополняли собой коллекции известного ботаника Георгия Стукова, основателя краеведческого музея Алексея Кузнецова и революционера Минея Губельмана, более известного под псевдонимом Емельян Ярославский (да, да, улица Ярославского на Острове носит его имя). Но не только историей способна покорить выставка. Некоторые образцы – настоящее произведение искусства.
Надежда Актямова, главный научный сотрудник сектора природы Забайкальского краевого краеведческого музея: «Здесь представлен пион молочно-цветковый. И посмотрите, в каком он красивом виде сохранился. Зеленые листья, красивый расправленный цветок – это тоже целая наука и целое искусство. Обязательно нужен ботанический пресс, сухая бумага или газета. И, таким образом, сначала растение расправляется, потом оно высушивается. Самое главное что? Что это растение целое. Оно не раскрошилось, не сломалось, хотя это очень хрупкий материал. Вообще работать с гербарием очень сложно».
К слову, 2025 насыщен для Забайкальского краевого краеведческого музея на события, и экспозиция «Грани природы. Живое – сухое» только открывает юбилейный год. Уже с 31 января читинцев и гостей города ждут здесь на выставку под названием «Артефакты» (6+). Музейные фонды хранят еще много удивительных тайн.
Екатерина Пешкова, Евгений Жеребцов