40 лет назад Забайкалье стало центром притяжения внимания всего Советского Союза. Именно здесь произошла стыковка железнодорожных путей Байкало-Амурской магистрали.
Он все еще помнит, как, будучи десятиклассником в 1978 году, прямо на уроке думал о БАМе. Мечте Евгения Епанчинцева было суждено сбыться уже через два года - судьбоносным мостиком к этому событию стала газета «Комсомолец Забайкалья», куда устроился работать молодой человек. Командировки на север, туда, где шла стройка века, не заставили долго ждать.
Евгений Епанчинцев, фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Ну, еще тогда только приехали первые строители. Еще там не было железной дороги. Мы ездили на десять дней. Приезжаешь туда, в Чару, приходишь в райком Комсомола. Ну, там отношение - ну, вы местные, вы и так походите пешком. Если бы приехала «Комсомольская правда» или какая-то там центральная газета, тогда там машину давали. А мы ходили пешком. Вот реально весь участок БАМа мы прошли пешком».
Икабья, Новая Чара, Леприндо, Сюльбан… Добирались до места съемок в основном на попутках и в процессе работы сразу окунались в самую гущу событий. Объективы фото и видеокамер успевали зафиксировать буквально всё: как рубили лес, как делали отсыпку, как возводили поселки. Командировки сталкивали фотографов с необычными людьми: водителями, гидрогеологами, строителями, с их бытом. Такое не забывается.
Евгений Епанчинцев, фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры Российской Федерации: «И вот для меня самое главное воспоминание - это запах земли. Вот вскрывает землю - какой-нибудь бульдозер идет. И вот этот запах свежий земли, мерзлоты Чарской, БАМовской. Просто потрясающий. Я его просто даже чувствую».
Но главное событие для БАМа, наполненное эмоциями, состоялось 40 лет назад. Тогда к читинскому участку стройки века было приковано внимание всей страны. Рельсы, которые с одной стороны прокладывала бригада Александра Бондаря, а с другой - Ивана Варшавского должны были сойтись 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта. Но отмечать событие официально было решено уже 1 октября в Куанде. Пропустить ни то, ни другое событие было нельзя.
Евгений Епанчинцев, фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Журналистов собрали в клубе Куанды. Вышел на сцену какой-то руководитель (кто он, я не знаю, кто-то мне сказал, что из ЦК партии), и нам сказали, что писать о стыковке будем только 1 октября. Та, которая будет в Куанде. Как народ завозмущался! Вот, насколько я знаю, самые шустрые - это «Забайкальский рабочий» - сели на свою машину и поехали ночевать туда. Ну, это мне просто рассказывали. Мы были без машины, поэтому никуда не поехали. Все-таки передумали. И на утро нам дали автобус. Мы на автобусе (какое-то количество журналистов) поехали туда освещать это великое событие, я считаю».
На Балбухте фотографы работали с разных ракурсов. Для представителей самых популярных в стране изданий специально был установлен подъемник. Чтобы сделать удачный кадр, у 23-трехлетнего Евгения было всего 5 пленок. Тратить кадры впустую нельзя, нужно было действовать хитростью.
Евгений Епанчинцев, фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Сначала, когда приехали, путеукладчики стояли… Ну, расстояние было с километр. И вот этот километр они уже потом проходили. Ну, тогда можно было, в советское время… Техника безопасности была ну, как-то попроще к этому относились. И я залазил на сам путеукладчик. Я снимал и где-то снизу, и с боку, и сверху».
Потом знаменитый момент: Варшавский бежит по только что уложенному железнодорожному полотну. Строителей качают на руках, сооружают стол, открывают шампанское. Рядом уже возвышается тут же сделанная из железнодорожной стрелки памятная стела. В этой атмосфере и родилась одна из самых памятных фотографий Евгения Епанчинцева, облетевшая весь Советский Союз.
Евгений Епанчинцев, фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Это была радость. Они кричали ура, они пили шампанское. Они радовались этому самому моменту, что это произошло. И проходит там несколько минут, и я уже увидел слезы. И я бегал за Бондарем, и снимал, как он плачет. Он вытирает глаза».
Так закончилась большая стройка Байкало-Амурской магистрали. Но впереди всех ждал еще официальный праздник «Золотой стыковки». 1 октября в Куанде настало время подвести итоги. К сожалению, небольшой газете «Комсомолец Забайкалья» разрешения на съемку не дали, и Евгению Епанцинцеву пришлось наблюдать за событием сначала со стороны, потихоньку продвигаясь к возведенной специально для этого митинга трибуне.
Евгений Епанчинцев, фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры Российской Федерации: «Сейчас понимаю, какую ошибку очередной раз я сделал, что не сфотографировал каждого человека, который стоял. Там были космонавты. Там были такие известнейшие люди. Но я не всех знал тогда. Я сейчас смотрю на фотографию. Так, вот этого, я знаю, вот этого знаю, знаю. Вот этого не сфотографировал, и этого, и этого… Не сфотографировал и не сделал».
Спустя 40 лет БАМ Евгения Епанчинцева не отпускает. Нет-нет, да и заглянет во время очередной командировки в места своей молодости. Есть еще мечта: прокатиться на поезде по всей магистрали и сделать новые фотографии. К 50-летию Бама теперь уже Заслуженный работник культуры Российской Федерации тоже получил награду.
Екатерина Пешкова, Анна Бородина, Анатолий Тюльнев