Поиск

Читинский студент участвовал в опознании останков бойца на Халхин-Голе

4 июня, 18:11

85 лет земля монгольских степей и души наших бойцов ждали, чтобы их нашли. Тогда в 1939 на Халхин-Голе они понимали, что могут остаться здесь навсегда, поэтому как могли, старались помочь потомкам – выцарапывали свои имена на фляжках, кружках – в то время армейские жетоны или как их называют в народе «смертники» уже начали появляться, но в войсках были далеко не у каждого. Студент ЗабГУ вернулся из Монголии, во время международной экспедиции поисковикам удалось найти останки 27 погибших бойцов, имена троих из них удалось установить.

 
Историки и поисковики четырех стран из России, Монголии, Белоруссии и Казахстана объединились, чтобы отыскать и с почестями предать земле останки бойцов, которые уже 85 лет безымянно покоятся на полях сражений Халхин-Гола. Майская экспедиция в Монголию позволила и нашему, пока еще совсем юному земляку, разорвав границы времени вернуться в прошлое. 


Максим Павлюков, студент 3 курса историко-филологического факультета ЗабГУ: «С одной стороны ты испытываешь радость, потому что ты нашел бойца, но с другой стороны ты нашел павшего предка, и это создает некий такой тяжелый, негативный остаток. Это позволяет сохранять нашу историю и это часто создает некие минисюжеты, позволяющие понять, как погиб этот боец, то есть, возможно, он лежит с полными подсумками боеприпасов, а рядом осколки снаряда и ты понимаешь, что он даже не успел вступить в бой его убило шальным осколком. А иногда, наоборот, ты видишь бойца в окопе, а вокруг него все в стреляных гильзах, и ты понимаешь, что он лежал и оборонялся до последнего»


Поисковики сверяли карты с местностью, работали с архивами и с особым трепетом с каждым найденным солдатом. Металлоискатель и щуп – вот основные инструменты, которые помогали ориентироваться на огромных территориях. Всего за время экспедиции удалось отыскать останки 27 бойцов. И пока удалось установить имена только троих из них. Это одна из самых сложных задач.


Максим Павлюков, студент 3 курса историко-филологического факультета ЗабГУ: «В основном это по документам двоих из них, то есть аккуратно под водой раскрываются документы, партийный билеты. Жетонов на то время у наших бойцов не было и по партийным билетам уже понятно, когда он вступил в партию, фамилия, имя отчество, в каком году призвался в армию и, исходя из этого, в архивах находится сам боец и его родственники. Вторая вещь – это личные вещи, бойцы очень часто подписывали каски, котелки, сапоги, подсумки и если очень сильно повезет – эта вещь не сгниет в земле за 85 лет, то можно найти надпись на его личных вещах».


Василей Кузовков – это имя удалось установить именно забайкальцам. Сейчас ведется поиск родственников этого бойца, осложняет процесс то, что пока не известны никакие другие данные – откуда был призван, сколько ему было лет – пока ничего, но историки продолжают искать.


Максим Павлюков, студент 3 курса историко-филологического факультета ЗабГУ: «Василея мы опознали его по фляжке, самих останков там как таковых не было, только небольшие фрагменты позвоночника, но нам удалось найти японские каску и флягу, и как раз таки на самой фляге было русскими буквами подписано Кузовков Василей».


Пока только 27 человек. По примерным предположениям историков не найденными остаются еще несколько тысяч.


Максим Павлюков, студент 3 курса историко-филологического факультета ЗабГУ: «Мы все в школе изучали Халхин-Гол, битва 50 тысяч на 50 тысяч, но когда ты своими глазами видишь этот масштаб, начинаешь совершенно иначе воспринимать и боевые действия, и исследовательские работы и спасательные работы и жизни отчасти в целом» 


Работа по опознанию бойцов и поиску их родных продолжается, планируется, что уже в августе этого года пройдет церемония захоронения и, у потомков, наконец, появится место, где они смогут поклониться своим героическим предкам. 


Евгений Дроботушенко, декан историко-филологического факультета ЗабГУ: «Мы сейчас очень часто в историческом сообществе говорим о борьбе с фальсификацией истории, об установлении исторической справедливости, поскольку история переписывается, те же событии на Халхин-Голе, если мы посмотрим историческую литературу они оцениваются по-разному, есть японская сторона, у которой свой взгляд на вещи, есть монгольская, есть наша , которую вместе участвовали в боях, так или иначе данная работа не просто нужна, она необходима».

Вера Асадуллина, Антон Носов