Строили на совесть и пили за БАМ касками. Телеканал «Забайкалье» продолжает проект, посвященный 50-летию всесоюзной стройки. Сегодня мы расскажем историю почти полувековой дружбы, которая родилась во время строительства Новой Чары. С подробностями – Екатерина Пешкова.
Этой дружбе уже 46 лет. В мае 1978 об отряде «Читинский комсомолец», куда попали токарь из Могойтуя Владимир Федорович Старицын и электрик с КСК Владимир Гармаевич Цыбжитов, писали все газеты. Более 50 молодых ребят встретились здесь, в стенах краеведческого музея Читы и поездом отправились сначала до Тынды, а дальше на станцию Нагорная в Якутии. Пятитысячный поселок тогда переживал расцвет – собирал рабочую молодежь, чтобы научить их буквально всему. Семейным давали вагончики, остальных расселяли в общежития. Днем трудились на благо БАМа, вечером – постигали азы новых профессий.
Владимир Федорович Старицын, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Ну в начале мы работали все – нас послали рыть котлованы под это… под ЛЭП. Провели вдоль путей.. ЛЭП строили. Метров через 100, наверное, ставили… Ямы копали. И опоры ставили, электропередача шла. Месяца через 2 я монтером пути ушел, пригласили. Ну, с бригадой. Ребята работали. Нас человека 4 или 5 забрали, путейцев. Я вот как мотористом пошел, там работал. Ребята - на шпалах. Ну… путя поднимали. А я все это… инструмент ремонтировал».
На станции Нагорная два Владимира и познакомились, еще не зная, что эта дружба останется с ними на всю жизнь. За год и 8 месяцев, проведенные здесь, им удалось попробовать себя и плотниками, и строителями. С трудностями справились не все, и многие уже в первые месяцы предпочли БАМовской романтике путь домой. Но готовили этих ребят к куда более серьезному испытанию. Им предстояло построить Новую Чару, куда отряд в составе уже около 30 человек прибыл в январе 1980.
Владимир Федорович Старицын, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Нас встречали с распростертыми объятьями, аж жить негде было. Ни жилья, ничего не было».
Владимир Гармаевич Цыбжитов, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Недостроенный дом был…»
Владимир Федорович Старицын, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Да вагончик стоял. Ну крыша и стены, как говорится. Ну… так… - Там вагончик один стоял. И бытовка была. 9:55 стык 11:36 В вагончике жили. Половина – в вагончике, половина – в бытовке. Ну, ночь перебились. Утром давай, сразу всё бросили, строить, закрывать, окна стеклить, всё… Застеклили 3 комнаты и потихоньку по 7, по 8 человек жили».
Потихоньку обживались и много работали. Первоочередной задачей было, конечно, строительство жилья для тех, кто приезжал сюда со всего Советского Союза. Новая Чара росла как на дрожжах.
Владимир Гармаевич Цыбжитов, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Колонны приходили, привозили груз, стройматериалы, всякое… Полностью обеспечивали нас работой. Прямо как с колес типо работали. Машина приходит – сборно-щитовой дом – детали дома выгружает. Тут же ставим на фундамент».
Екатерина Пешкова, корреспондент: «За сколько вот дом получалось построить?»
Владимир Гармаевич Цыбжитов, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Смотря какой».
Владимир Федорович Старицын, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Дня за 2».
Екатерина Пешкова, корреспондент: «Дня за 2 дом?»
Владимир Федорович Старицын, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Да. Ну, он щитовой, представляете? Фанера, дерево, внутри мелвата. За день коробку, бывало, полностью поставим, потом перекрытия ставишь. И всё. Крышу закрыли. Кто внутри работает, дом делает, кто крышу делает».
Когда поселок разросся, часть отряда была переброшена на подготовку к укладке железнодорожных путей. Бригада Ивана Варшавского, подходившая для стыковки двух частей Байкало-Амурской магистрали с востока, в 1983 году достигла ударных темпов – до 4 километров в смену. Владимир Гармаевич в то время занимался укладкой водопропускных труб, и не соответствовать скорости не мог – задача у него была тоже всесоюзного масштаба.
Владимир Гармаевич Цыбжитов, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Подготовить водопропускную трубу под мехколонну. А мехколонна насыпь насыпала и, как говорится, догоняшки были. Путеукладчик догонял нас».
После того, как путеукладчик прошел Новую Чару, Владимир Гармаевич вернулся домой, в Читу. Владимир Федорович решил дождаться самого значимого для БАМа события – стыковки западной и восточной бригад осенью 1984 года, которая должна была состояться недалеко от возведенного за короткие сроки поселка Куанда.
Владимир Федорович Старицын, участник отряда «Читинский комсомолец»: «Ну… Представляете? Отсюда – Варшавский, оттуда Бондарь. Подготавливают, подсчитывают всё, чтоб рельсы не пилить, ниче. Там заранее распилят их. А здесь уже… Чтоб состыковаться, рельсы подошли точно, ставят. Там шампанское лилось рекой. Наливалось. Все друг другу передавали каски. Охота было из каски – там же перед праздником, перед закрытием все в касках были».
Это был кульминационный момент строительства всей Байкало-Амурской магистрали. Оба Владимира вернулись к своей былой, спокойной жизни и все-то встречаются со старыми общими БАМовскими друзьями, которые нет-нет, да и заедут в гости. Воспоминания обоим словно придают сил, ведь БАМ для них – вторая молодость.
Екатерина Пешкова, Владимир Николаев