Жителей как минимум трех домов ждет расселение из-за строительства Читинского квартала. Об этом в ходе оперативного совещания сообщила руководитель администрации города Инна Щеглова. Переселять читинцев из памятников архитектуры по улице Кастринской будут в рамках реализации мастер-плана краевой столицы. Готовы ли к этому сами жители и в чем ценность экземпляров деревянного зодчества 20 века, узнавал Эльшад Сафаров.
История Читы напрямую связана с архитектурными памятниками. Некоторые здания реконструированы и сегодня являются «изюминкой» в турмаршрутах по краевой столице, другие только ждут своего часа. Три таких дома находятся на пересечениях улиц Ленина, Кастринской и Богомягкова. Этот участок в народе называют «бермудский треугольник». Но дома не заброшены, здесь до сих пор живут люди.
«Я живу с 70-го года. Я сама уже состарилась, старуха стала. Дети выросли, внуки подрастают, и всё сносят, никак не могут снести. Центр города, денег купить квартиру нет, не все же могут себе позволить».
Пускай и в центре, но состоянием своего жилья люди точно недовольны. Но о сносе речи быть не может. Все дома - памятники архитектуры 20 века.
Анна Скажутина, гид-экскурсовод: «С одной стороны, каждый дом уникален по-своему, с другой – все вместе у них единая гармония, единая линия, которая позволяет представить, как выглядела Чита в начале прошлого века».
Дом Варвары Смирновой 1914 года. До сих пор неизвестно, чем занималась бывшая хозяйка. Однако по внешнему виду строения можно судить, что имела вес в обществе Читы 20 века. Одна только пропильная резьба говорит о состоятельности первых владельцев.
«Резьба на окнах, на наличниках. Такой образ, силуэт какого-то создания. Образ женской богини Берегини, которая охраняла дом. Понятно, когда хозяйка дома делала наличники, они не закладывали такого глубокого символизма, как это было в 18 веке в западной части страны, но это традиция, так делали деды, отцы, оставалась преемственность, наличники оставались до 40 годов».
А это некогда богато украшенный дом Войлошникова. Первое, что бросается в глаза – каменный фундамент – еще один показатель достатка. На фризе здания спустя век все так же красуются нарезные карнизы. По словам гида, таких в городе уже не найти. И, конечно, несколько входов в сам дом.
Анна Скажутина, гид-экскурсовод: «У дома ещё два входа с верандой. С севера и с юга. Интересно такое сочетание. Вход через веранду он традиционен для сельской местности, а парадный вход, богато украшенный, красивый – это характерно для города».
Краеведы предполагают, что в доме Войлошникова располагалась лавка. Несколько входов были характерны для торговых помещений.
Анна Скажутина, гид-экскурсовод: «По состоянию дома понятно, что у владельца был доход, то есть это не просто мещанское сословие. Возможно, была лавка, либо здесь, либо где второй вход».
Двухэтажный дом Шатовой. Парадный вход ведет в остекленную галерею на втором этаже. На территории дома находился цех по производству лимонада. Сегодня это пустырь с мусором. Первостепенная задача – сохранить эти памятники культурного наследия. В ближайшее время начнется расселение домов. Однако сами жильцы, кажется, не в курсе предстоящих перемен.
«(То есть, официально, никаких писем вам не приходило? – вопрос корреспондента) Ничего не приходило. (То есть, всё на уровне слухов? – вопрос корреспондента) Конечно, кому это надо? Они бы вот отопление завели, вот хорошо бы было».
Если расселению быть, говорят жильцы, они намерены продавать землю, которую успели оформить в собственность. На компенсацию затрат инвесторам, которые и займутся реставрацией, по данным руководителя администрации города Инны Щегловой, будет выделено 56 миллионов рублей. Обновленные дома станут частью «Читинского квартала».
Родион Буянов, руководитель государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края: «Сносу они не подлежат, а будут отреставрированы инвесторами, которые разрабатывают «Читинский квартал».
Они будут введены в хозяйственный оборот, на усмотрение инвесторов. В этом же году начнётся их присоединение к городским сетям тепло- и водоснабжения.
Эльшад Сафаров, Анатолий Тюльнев, Владимир Николаев