Поиск

РТК «Забайкалье» в новом проекте вспомнит о строителях БАМа

16 февраля, 20:13

Не только прокладывать железную дорогу, но и возводить города. В 70-е и 80-е годы ХХ века БАМ ставил перед людьми небывалые задачи. Например, с нуля построить целый населенный пункт всего за несколько лет. Именно это и предстояло сделать молодой чете Сариных, о жизни которых телеканал «Забайкалье» расскажет  в цикле передач «Деловые люди: к 50-летию БАМа».

Они совершили настоящий подвиг, но не считают себя героями. С начала года телеканал «Забайкалье» побывал в нескольких семьях, чьи судьбы связаны со строительством Байкало-амурской магистрали. Всесоюзной стройке XX века в этом году исполняется 50 лет. Основной ее этап  начался еще в 1974 году с формирования отрядов прямо на XVII (17) съезде ВЛКСМ  и закончился стыковкой западной и восточной частей магистрали на Забайкальской земле, недалеко от поселка Куанда. Именно Куанду в свое время за три года с нуля возводили супруги Сарины. Покорить север Виктор Петрович мечтал всегда. Сначала вместе с женой перебрался в Якутию, потом – в Старую Чару – строить БАМ.

Виктор Сарин, строитель БАМа: «В мае 77 года мы прилетели с двухлетним сынишкой в Чару. Но, поскольку БАМовских подразделений еще не было в самой Чаре, мы пошли работать в Удоканскую экспедицию. Меня приняли начальником строительного участка, а Нина пошла в УРС по своей профессии – бухгалтером. То есть нам дело нашлось и до БАМа там».

Построили брусовой дом, начали обживать. Но в начале 1981 в составе первого десанта из 15 человек главу семейства перевели в Куанду. Уже в конце марта Виктор Петрович приехал в Чару за женой и двумя детьми со словами: «Там нам дали жилье».

Нина Сарина, ответственная за снабжение поселка Куанда:  «Дом замкнули на замочек, оставили на Господа Бога. И поехали туда. Естественно, я же ждала, нам же дали жилье… Мы приезжаем в 3 часа ночи в то время, когда первый раз перевели часы – тогда на час назад. Он и говорит: «Тише заходи». Заходим в такой вагончик. Слева спит, справа спит, тут спит, там спит. Идем в самый дальний угол. Там ширмочка. Вот, 2 места. Обыкновенный вагон пассажирский.

- Вот такое жилье дали?

- Вот такое жилье дали».

Из одежды болотные сапоги, брюки и штормовка, на обед –  хлеб, который пекли своими силами жены строителей, и уха. Благо, щуки в местных водах хватало. Нина Петровна оставила бухгалтерский труд, хоть по документам и значилась на этой должности, и занялась снабжением. Строительство БАМа должно было завершиться до 1985 года. Благодаря надежной женской поддержке, мужчинам удавалось делать невозможное. Постепенно приглашали строителей, лесорубов, плотников. Упор делался на собственные пиломатериалы.

Виктор Сарин, строитель БАМа: «Организовали работу на трех пилорамах в трехсменном порядке.  И у нас как бы пиломатериал потек на стройку, что позволило нам уже в этом году к 1 сентября построить брусовую школу, в которую пошли учиться наши дети. Еще построили 3 больших двухэтажных 8-миквартирных дома. Ну, и так пилопродукция шла на цоколя щитовых строений и на кровли».

Куанда с каждым днем всё больше и больше напоминала поселок. Энтузиасты прибывали, и вот по улицам зашумели первые майские демонстрации. Уютным домом и хозяйством обзавелись и Сарины. Но Куанда работала ради грядущего ключевого события для всего Советского Союза, которое пришлось на конец сентября 1984. После долгожданной стыковки лучших работников, среди которых был и Виктор Петрович, наградили эксклюзивным орденом «Золотое звено БАМ». С того момента жизнь в Куанде потекла  размереннее, а в семье Сариных появилось еще двое детей. Но тяжелые 90-е заставили семью переехать в Читу.

Нина Сарина, ответственная за снабжение поселка Куанда:  «Все деньги, заработанные в то время, они все превратились в ничто. Нам только единственное хватило доехать – собрали последние копейки – загрузить вагон, платформу, вывезти все хохоряшки наши (видите, бамовская мебель все-то у нас стоит, все тумбочки, все серванты). Потому что надо было учить детей. Приехали сюда. Пришлось машину поменять на квартиру, потому что жить негде было. А детей-то надо было поднимать, учить. Я долго скучала, я очень долго скучала. Мне она снилась, наверное, лет десять. А потом вот сын младший съездил туда и привез фотографии, которые остались от нашего дома».

В Чите пришлось строить все сначала. Но БАМ закалил семью.  Сарины до сих пор держат кур и гусей, занимаются огородом. Есть даже своя маленькая пасека. Из нажитого богатства – четверо детей, шесть внуков и воспоминания о яркой молодости. И таких семей, о жизни которых хочется рассказать, в Забайкалье большое множество.

Екатерина Пешкова, Владимир Николаев