Поиск

Жительница блокадного Ленинграда Валентина Гуревич: «Мама мне нажевывала хлеб в тряпичную соску»

29 января, 16:35

Традиционно в годовщину снятия блокады Ленинграда по всей стране проходит акция «блокадный хлеб». Она служит напоминанием о том, через какие тяжести пришлось пройти жителям осажденного города.  Еда, которая сейчас вовсе воспринимается как данность, для ленинградцев была роскошью – каждый грамм хлеба стоил жизни.

Когда Валентину Васильевну эвакуировали из блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру, ей было всего два года. О жизни в осажденном городе она помнит только по рассказам родителей. Тем не менее, в её семье к еде, а особенно к хлебу, до сих пор относятся с уважением – не выбросят даже самого чёрствого кусочка.

Валентина Гуревич, жительница блокадного Ленинграда: «Мама говорила, что какую-то еду нажевывала мне в тряпочную соску, и давала мне сосать, и таким образом меня спасали. Но потом, когда я подросла, я шутила, что поэтому и не выросла. Сейчас, дети с денежкой в кармане. Они вышли на улицу могут купить себе мороженное, какую-то булочку. Они этого не понимают, что тогда происходило. Когда ребёнок от голода умирает на руках матери – это ужасно, этого невозможно допустить ни за что».

Рабочим 250 граммов, иждивенцам и детям – 125 и ни грамма больше – вот ежедневная норма хлеба в блокадном Ленинграде. В первые дни осады фашисты разбомбили большую часть продовольственных складов. С каждой неделей в составе хлеба уменьшалось количество муки. Её заменяли целлюлозой, подсолнечным жмыхом и обойной пылью – пыльцой, которую соскабливали со стен мукомольных цехов. Потерять продовольственную карточку было равноценно смерти.

Валерия Бетнарская: «Нам сегодня показали дневную норму, по которой люди жили целый день. Это очень страшно. И даже показали из чего этот хлеб состоял. Даже не представляю, как можно было это всё пережить людям».

Сергей Жеребцов, директор Дома Офицеров Забайкальского края: «Эмоции они присущи. Допустим, в прошлом году мы проводили урок мужества. Когда показывали вот эти страшные кадры, когда наши артисты исполняли песню о Хатыни, можно было видеть, как там ребята и слёзы утирают. И такие эмоции были самые положительные. Поэтому мы считаем, что делаем правильное дело, мы на правильном пути». 

Даниил Ботвинский, Никита Дроздов