Узнать имя будущего жениха, судьбу или каким будет урожай в нынешнем году. С наступлением Крещения завершаются и святки. О русских и забайкальских традициях в материале наших корреспондентов.
Слово «святки» со старославянского означает «святые, праздничные дни». Их традиция складывалась веками, переплетая языческие и христианские обряды. К 18-ому веку двенадцатидневный святочный цикл оформился полностью. Начинался он с Рождества, которое до революции отмечали 25 декабря, затем Васильев день с богатым столом – сегодняшний Старый новый год – и завершался Крещением.
Ксения Максименя, сотрудник Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова: «Это было всегда время для дворянской культуры больших приемов, каких-то таких мероприятий, маскарадов. Для крестьянской культуры это было время колядования, когда обязательно наряжались в разные образы. Это могли быть и животные, символизирующие различные стихии, и даже образы потустороннего мира. Считалось, что колядовщики, скажем так, они, с одной стороны и привечают, привлекают благополучие для семьи, которой колядуют, а, с другой стороны, и себе богатство, скажем так, ворожат».
Свадеб в это время не играли, а вот поворожить на судьбу, даже несмотря на неодобрение церкви, желающих было много. Делать это старались подальше от икон, например, в банях. Гадали с помощью тройного зеркала и свечи, пытаясь в отражении разглядеть образ суженного. Кидали за ворота лапти или валенки – куда носок покажет, там и милый живет. Ворожили на урожай.
Преподаватель Забайкальского краевого училища культуры: «Та девка, которой ворожить, волосок выдернет, в колечко проденет, над свечкой держит и приговаривает слова. Вот если колечко потихоньку крутится, значит с другой ходит. Если быстро, значит любит тебя, а если на месте стоит, значит осуждает себя с другими. Вот, Алена, тебе ворожить на Ивана».
Алена: «Ой, колечушко мое, ты сердечушко мое, приходи ко мне, говори мне: полюбит, не полюбит? Или с другой ходит? Про меня говорит? Меня осуждает?»
Преподаватель Забайкальского краевого училища культуры: «Быстро крутится».
Это гадание было распространено именно на забайкальской земле. Узнать судьбу таким образом на протяжении многих лет пробовали девушки из села Малоархангельское Красночикойского района. Изучением и сохранением традиций сегодня занимаются студенты и преподаватели Забайкальского краевого училища культуры, которые с радостью поделились своими знаниями. Так, по описаниям ученого Фирса Болонева, в семейской традиции было принято не колядовать, а «машкарать», хотя смысл оставался тем же. В книгах исследователя сохранились и другие необычные исторические факты.
Ольга Куликова, преподаватель специализации «Этнохудожественного творчества» Забайкальского краевого училища культуры: «Он описывает интересный тоже такой момент в святочном периоде, когда водили по домам прям живого теленочка, примерно двухгодовалого. Его также наряжали – бусы, шаль. Украшали, даже могли посадить на него небольшого маленького ребенка. Заводили прямо в дом с различными благопожеланиями здоровья хозяевам. Заранее готовили скотину к этому действу, чтоб это не было испугом, так сказать. И вот так ходили, водили, поздравляли из дома в дом».
Чтить традиции, по словам преподавателей краевого училища культуры, очень важно особенно в современной ситуации. А желающим заглянуть в будущее напоминают, что относиться к этому нужно с легкой долей иронии. Если же нагадали что-то плохое, то, народные поверья советуют смыть с атрибутов гадания все невзгоды в проруби. Тогда точно не сбудется.
Екатерина Пешкова, Анатолий Тюльнев, Никита Дроздов