Жители дома по адресу Шилова, 53 уже почти год живут в полусгоревшем бараке. Несмотря на то, что их жильё еще в 2014 году попало «под расселение». Даниил Ботвинский выяснял, почему люди живут в центре города, но до сих пор в опасных для жизни руинах.
На сегодняшний день в Чите более 1200 аварийных домов, часть из них и вовсе признана таковыми еще в 2012 году, и люди до сих пор вынуждены в них жить. Одно дело, когда дом просто старый, но добротный, совсем другое, когда в нём даже находиться опасно для жизни. Например, барак на Шилова, 53 не только прогнил до основания, но и ещё горел прошлой зимой.
Ирина Егорова: «Хотя тут уже и аварийным дом не назовёшь, просто руины. Мы живём в руинах в центре города. Люди просто у нас выживают. В 2023 году 14 февраля или 11 феврали у нас было возгорание от гнилой проводки. Пострадало 4 квартиры полностью. Естественно, повело сильно дом, потому что очень много было воды вылито. Ну и до сих пор ничего не просохло».
Жители дома Шилова, 53 уже начинают замерзать, свои квартиры даже в зимнюю стужу прогревают только электрообогревателями и то на свой страх и риск - старая проводка может не выдержать напряжения и загореться, спалив оставшуюся часть дома. Печами не пользуются уже больше десятка лет. Старые развалились, а новые делать не рискуют, перекрытия могут в любой момент сложиться под тяжестью кирпичей.
Ольга Овчинникова: «Ну тысяча полторы – две, это точно. И то мы, когда уезжаем к дочери, когда сильно холодно, мы можем не включать ничего. Потому что страшно. Просто уезжаем, работаем. Приходим – холодно».
Здесь нет ни канализации, ни воды. Её носят из колонок, до которых приходится идти несколько кварталов. Несмотря на отсутствие коммуникаций, "Водоканал" отправляет жильцам счета, которые нужно оплачивать. А пару лет назад ветхость дома могла стать причиной большой трагедии - обрушившийся потолок чуть не похоронил под собой малолетнего ребёнка.
Ольга Овчинникова: «Лет пять или шесть назад, это всё началось ещё тогда, вот это всё обрушение. Тут жила многодетная семья. Проползает двухлетний ребёнок, он только вот сюда на эту ступеньку, и полностью обрушилось это вот перекрытие - куски вот эти летели, всё. Было до такой степени страшно. Тогда был ливень, мы даже кружки ставили, никакой тары уже не хватало».
Жильцы дома не раз обращались в различные инстанции, но на их чаяния отвечали лишь отписками. А ведь ещё в 2014 году дом официально отнесли в категорию - на расселение.
Татьяна Мартынова: «Я обращалась в 19 году в администрацию города, у меня есть все документы. Я обращалась к губернатору, у меня есть отписки. В 20 году администрация города написали мне, что наш дом ставят на капитальный ремонт с 20 по 22 год, но никаких действий, похождений, ничего не было».
С проблемой жильцов мы обратились в министерство строительства Забайкальского края и комитет градостроительной политики города. Однако оба ведомства лишь перекладывали ответственность друг на друга и отказались от каких-либо комментариев. Тем временем в ситуацию вмешалась краевая прокуратура, и дело уже дошло до суда.
Дмитрий Макушев, исполняющий обязанности старшего помощника прокурора Забайкальского края: «По рассмотрению этого иска на администрацию городского округа город Чита возложена обязанность межведомственной комиссии признать этот дом аварийным до 1 января 2017 года. А на правительство Забайкальского края включить этот дом в программу расселения со сроком до 2025 года. В настоящее время вопросы, относящиеся к исполнению данного судебного решения, находятся на контроле органов прокуратуры».
По всей видимости, жителям на Шилова, 53 в полусгоревшем бараке придется пережить ещё как минимум одну холодную зиму. Главное, чтобы вторая половина дома, не развалилась за это время окончательно, а терпение людей однажды не лопнуло вместе с электропроводкой
Даниил Ботвинский, Антон Носов