Доказать свою правоту, хлопнув дверью. С начала сентября в Чите участились случаи пропажи детей. Почему школьники уходят из дома и как с этим бороться?
Осень – всегда горячая пора для поисковиков. С началом учебного года увеличивается и количество пропавших детей. На сообщение о том, что пропал ребенок, участники отряда имени Кости Долгова реагируют сразу, ведь город (а именно в городе чаще всего и приходится искать школьников) всегда таит для них куда больше опасностей, чем для взрослых.
Константин Мухомедьяров, заместитель руководителя Забайкальской региональной общественной организации «Поисковый отряд имени Кости Долгова»: "Говорим родственникам, родителям, чтоб обзванивали родных, близких, друзей, товарищей, одноклассников. Потому что бывает же такое, что ребенок где-то заигрался у кого-то в соседях. А затем уже и вот – само место. То есть, от дома начинаем и… стараемся вычислить маршрут, обычный маршрут следования ребенка до школы, со школы. Либо где гуляет, с кем гуляет. Встретиться с товарищами, одноклассниками, пообщаться с ними, чтобы даже с их стороны можно было составить какой-то психологический портрет ребенка, чтобы мы как-то могли понимать, куда может ребенок пойти, как он может защитить себя от той или иной стихии".
Помимо поисковиков, с такими детьми и их родителями работают и другие организации. За каждым «потеряшкой» пристально следят и в аппарате Уполномоченного по правам ребенка.
Михаил Иванчиков, уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае: "Нужно сказать большое спасибо органам внутренних дел, потому что очень оперативно реагируют на все заявления, обращения родителей и других органов. Методическая и консультационная работа проводится центром «Семья» Министерства образования. Что касается детей, ушедших из государственных учреждений, здесь, конечно, занимается Министерство труда и социальной защиты. Но основную работу проводят – это лектории, методические рекомендации – занимается Министерство образования".
Основной возраст пропавших детей – с 10 до 17 лет. Причины такого поведения могут быть разными – от патологического бродяжничества, которое относится к психическим расстройствам, до конфликтных ситуаций в семье, в том числе и на фоне начавшейся учебы. Нередко подоплекой становятся банальное невнимание и занятость родителей.
Екатерина Верхушина, психолог: "Даже в благополучных семьях дети уходят из дома. Здесь надо откручивать до более раннего возраста. Ранний возраст, дошкольный возраст – тогда, когда между ребенком и родителем должно быть установлено доверие. И вот если вот это вот доверие установлено, это самая лучшая профилактика.Если ребенок ушел из дома, мы его нашли. Основная задача… Понятно, что родителя переполняют эмоции. Хочется часто эти эмоции порывом в виде агрессии хочется выложить на ребенка. Но здесь основная задача: все-таки сдержаться".
Обсуждать проблемы с ребенком психологи советуют только успокоившись. Уходя из дома, дети чаще всего ищут любви и возможности быть выслушанными. Поэтому, дорогие родители, слушайте и любите.
Екатерина Пешкова, Владимир Николаев, Никита Дроздов